Рекомендации специалистов - Песковская СШ
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Рекомендации специалистов

Рекомендации по организации работы с пятиклассниками

в начале учебного года

 

Меры, облегчающие знакомство детей друг с другом и учителей с детьми:

 

- Дети не знают имен учителей - на протяжении первой четверти, приходя на урок, учитель может надевать визитку, на которой крупными буквами написано его имя и отчество.

- Дети не знают по именам новых учеников - на первой неделе классному руководителю надо познакомить класс с новичками в неформальной обстановке. Можно организовать какую-нибудь совместную деятельность.

- Классному руководителю следует встретиться с «новенькими» до первого сентября.

- Чтобы знакомство произошло быстрее (если классы формировались заново), а учителя быстрее запомнили имена детей, можно сделать визитки с именами для всех учеников.

 

Меры, способствующие организации работы в классе:

 

- Учителям, которые принимают пятый класс после выпускного, следует провести подготовительную работу («переключиться», т.е. настроиться на возрастные особенности пятиклассников, вспомнить методы работы с ними).

- Всем учителям, работающим с классом, следует прийти на первое родительское собрание, чтобы ознакомить родителей с программой и требованиями по предмету.

- Рекомендуется в течение первого месяца учебы проверять готовность ребенка к уроку: наличие учебных пособий, тетрадей и т.д. Это поможет выработать у детей навыки подготовки к урокам.

- Учителям-предметникам следует согласовать свою работу, равномерно распределяя учебную нагрузку по разным предметам; в первую очередь это относится к домашним заданиям.

  

Меры, способствующие снижению тревожности у детей:

 

- В течение первой недели учебного года можно провести экскурсию по школе, показать детям расположение новых для них кабинетов и других помещений.

- Классный руководитель должен составить список правил для дежурных и ознакомить с ним всех учеников.

- Категорически запрещается задерживать детей после звонка на перемену.

- Необходимо согласовать требования разных учителей и по возможности выработать единые требования, например:

 

 

Рекомендации  педагогам по оказанию помощи ученикам, неблагополучным в системе межличностных отношений:

- Отказаться от частого подчеркивания способностей одних и неуспехов других.

- Отказаться от прямого противопоставления ребят друг другу.

- Замечать даже маленькие успехи слабых учеников, но не подчеркивать это, как нечто неожиданное.

- Не ругать и не «пилить» при всем классе.

- Постоянно напоминать, что отношения в классе должны определяться не только неуспеваемо­стью, но и теми добрыми делами, которые совершил человек для других.

- Чаще разговаривать и с неинтересными ребятами, ведь поведение школьников во многом под­ражательно, и когда они видят, что учитель говорит с их одноклассником и ему (учителю) это интересно, они тоже начинают проявлять интерес к этому «неинтересному» ребенку.

- Стараться вычленить те сферы деятельности в ходе выполнения, которых ученик может про­явить инициативу и заслужить признание в коллективе.

Основные принципы работы со слабоуспевающими

младшими школьниками

Чётко поставленная цель, верная мотивация. У учащихся не должно возникать даже малейшего непонимания того, чем они будут заниматься на уроке, поэтому словесное оформление цели урока должно быть на том уровне, который доступен данной категории учеников. Цель должна зажечь в ребёнке поисковый интерес, стремление решить поставленную задачу во что бы то ни стало. Дети с низкой мотивацией к учению отнюдь не отстают в развитии, им просто становится неинтересно, потому что непонятные научные термины отпугивают их, они замыкаются, перестают реагировать на вопросы учителя или же, наоборот, говорят всё, что приходит в голову, нимало не заботясь о том, правилен ли их ответ.

Раскрепощённая обстановка на уроке подразумевает не отсутствие дисциплины, а доверительные отношения между учителем и учеником, дающая возможность свободно высказаться. Опрос как таковой отсутствует. Он превращается в разговор равных собеседников, совместно ищущих решение проблемы, обретение результата и в радостное ощущение победы, когда ответ найден. Повысить мотивацию помогает дух соревнования, чувство здорового азарта, сопереживания (работа в малых группах, многократный выход к доске, например, при составлении схемы предложения, дающий возможность исправить свою ошибку). Помимо прочего такое "броуновское движение" от парты к доске и обратно снимает напряжение и усталость и, кстати говоря, нисколько не мешает уроку, т. к. занимает не более пяти-семи минут.

Чувство слова. Очень важный момент, предполагающий проникновение в сущность слова, понимание строения, происхождения, значения слова. Слово должно перестать быть просто набором букв, должно стать для ученика живым, наполненным внутренним содержанием, энергетикой. Должен сработать механизм: "Я вижу, слышу, ощущаю, понимаю то, что пишу". Очень полезны на этом этапе всевозможные игры со словами, включённые в процесс урока. Небольшие инсценировки, тексты-загадки, составление микротекстов, исследовательская работа, развитие образного мышления - всё это способствует тому, что слово воспринимается всеми органами чувств, становится живым, практически материальным. Ребёнок оказывается не в мире пугающих его орфограмм и пунктограмм, а в мире обычном житейском, наполненном привычными ему явлениями и предметами.

Не бояться спрашивать. Любая проблемная ситуация должна быть разрешена, ничто не должно остаться неразъяснённым. Ребёнок не должен испытывать чувство собственной ущербности ("Я боюсь задавать вопросы, потому что они могут показаться глупыми"). Поэтому принцип: если непонятно - спроси - становится для всех непреложным правилом, а каждый ученик должен быть уверен, что о чём бы он ни спросил, он всегда может рассчитывать на обстоятельный ответ своего товарища, учителя, на уважение к себе как к личности.

Развитие личности. Помимо собственно преподнесения учебного материала учитель постоянно стремится к расширению кругозора своих учеников, обогащения их памяти самыми разнообразными сведениями. Известно, что дети с низкой мотивацией к учёбе мало читают, имеют низкую эрудицию, не получают должного интеллектуального развития. Поэтому отбор дидактического материала к уроку хоть и занимает много времени, но играет очень важную роль. Поэтические и прозаические фрагменты, взятые из классической русской, детской литературы призваны не только расширить кругозор, но и дать пищу уму, работу сердцу, развить чувства, вызвать эмоциональный всплеск, сформировать вкус, заразить потребностью чтения, узнавания нового.

Сделать сложное простым. Любой материал, правило необходимо объяснить на том уровне, какой дети способны воспринять. Если нужно, заменить научные трудные для понимания и воспроизведения термины доступными синонимическими конструкциями. Всё объяснение направить на реализацию принципа: "Я понял - я могу"

Четкость, стройность, логичность подачи материала, создание ассоциативного ряда, алгоритма - всё это способствует пониманию учебного материала ребёнком и закреплению в памяти. Объяснение должно стать своеобразной игрой, логической задачей, шарадой, которую необходимо решить, и тогда начнётся процесс вовлечения ребёнка в самостоятельное постижение знаний, а процесс неизменно приведёт к результату, который, уверяю вас, будет непременно положительным.

Постепенное ознакомление с новым материалом. С новым материалом знакомим постепенно, используя образцы знаний и правила выполнения учебной деятельности. Слабые ученики не могут сразу усваивать большой объем нового материала и применять одновременно в задачах старые и новые знания. Поэтому можно практиковать модули, а уже затем объединять материал в блоки. Для желающих следует проводить дополнительные занятия.

Организация систематической проверки знаний. Следует организовывать систематическую проверку знаний и умений. Только знания о пробелах дают возможность оказывать срочную и правильную помощь. Пробелы в знаниях учащихся ведут к потере интереса к изучаемому предмету и, конечно, к отсутствию знаний. Чтобы ликвидировать пробелы в знаниях надо всех учащихся научить обращаться сразу за консультацией к учителю.

На дополнительных занятиях можно предоставлять учащимся право спрашивать своих товарищей, проверять самостоятельные работы друг друга, объяснять задания тому, кто еще не понял. Эта работа является развитием неуспевающих учащихся с привлечением сверстников, успевающих на "хорошо" и "отлично".

Таким образом, можно сделать вывод, что такой стиль обучения позволяет ликвидировать неуспеваемость учащихся за счет разнообразия структуры урока и стимулировать активность учащихся в течение всего урока.

  

Ребенок-клоун в классе

Дети-клоуны, дети-шуты - редко какой класс обходится без них. Для неопытной учительницы, когда на уроке сидит такой "артист", работа становится пыткой.

Наши рекомендации помогут педагогам выработать оптимальную модель поведения в этой ситуации.

- Многим детям помогает превентивное внимание. Если вы знаете, что в классе есть ребенок, который обязательно начнет "тянуть одеяло на себя", прямо в начале урока (объяснения новой темы, опроса) уделите ему минуту персонального пристального внимания. Спросите о чем-нибудь, похвалите за помощь, внешний вид, прошлые успехи, поинтересуйтесь его мнением, просто подойдите и постойте рядом, прикоснитесь, посмотрите в глаза. Это очень рентабельная трата времени, потому что в большинстве случаев этой минутной "порции" бывает достаточно, чтобы следующие 15-20 минут ребенок мог нормально работать и не портить вам нервы. Кроме того, он получает важный опыт, что внимание взрослого вовсе не обязательно "выцыганивать" - вы и так о нем помните и хорошо к нему относитесь.

- Иногда очень хорошо срабатывает "тайный уговор": выберите момент и поговорите с ребенком о том, как вам мешают его постоянные выходки в классе, как вы от этого устаете и расстраиваетесь, что остальные дети могут чего-то недопонять, не разобраться. Обычно ребята такого типа вовсе не злые, они очень живо и сочувственно реагируют на ваши жалобы и искренне хотят исправить свое поведение - только не могут ничего с собой поделать. Договоритесь, что вы не будете против безобидных шуток, разряжающих обстановку в классе, но как только ученик начинает вам по-настоящему мешать, вы подаете ему условный знак, смысл которого: "Остановись, это уже слишком!". Это может быть особый жест, взгляд, слово. Ребенку, нуждающемуся в особом внимании, очень важно и приятно, что он становится "избранным", доверенным лицом, хранителем секрета. Ваш условный знак (который займет у вас не более 5 секунд) для него есть та самая необходимая порция внимания, глоток воздуха, который позволит справиться с собой и вести себя приемлемо.

- Если сдерживающие усилия не помогают, постарайтесь, чтобы ваши "карательные меры" не подкрепляли истерическое поведение, а наказание не превращалось в театр одного актера. Можно до конца урока отсадить ученика на стул, стоящий так, чтобы остальные дети его не видели, можно задать дополнительное письменное задание - чтобы головы не мог поднять, в крайнем случае, можно взять за руку и вывести в коридор, а еще лучше - отвести в учительскую или к охраннику, и посадить в уголке. Важно избежать долгого спектакля: "Выйди из класса!" - "Нет, а что я сделал?", и так пять раз по кругу, поэтому лучше сразу молча вывести. Не уделяйте выходкам ребенка много внимания. Быстро, кратко, решительно, безэмоционально пресекайте безобразие, стараясь не прерывать хода урока - и все.

- Ни в коем случае не создавайте для такого ребенка режим попустительства. Не нужно подкреплять его пагубную жизненную стратегию. Как бы высокохудожественно он ни раскаивался и как бы умилительно ни улыбался, твердо гните свою линию: правила одни для всех, и тебе придется им следовать. К тебе я хорошо отношусь, но твое поведение терпеть не буду. Позаботьтесь, чтобы заданий было достаточно по всем предметам, и чтобы все они были проверены и оценены.

- Когда ученик ведет себя хорошо (или хотя бы приемлемо), обязательно найдите возможность посмотреть на него, улыбнуться, поговорить. Важно разрушить в его голове неправильную связь «нарушаю правила - получаю внимание, сижу смирно - меня как будто бы нет" и заменить ее другой: "нарушаю правила - оказываюсь в изоляции, веду себя хорошо - получаю внимание и признательность.

 

Тревожность

  Общая тревожность в школе -общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы. Оно может быть позитивным на фоне общей высокой тревожности. То есть ребенок эмоционально неблагополучен, но в школе чувствует себя достаточно уверенно и спокойно. Возможен и противоположный вариант: в целом спокойный и эмоционально устойчивый ребенок ощущает себя в школе плохо.

Высокий уровень тревожности – может порождаться либо реальным неблагополучием школьника в наиболее значимых областях деятельности и общения, либо существовать как бы вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки и т.п. Подобную тревожность часто испытывают школьники, которые хорошо и даже отлично учатся, ответственно относятся к учебе, общественной жизни, школьной дисциплине, однако это видимое благополучие достается им неоправданно большой ценой и чревато срывами, особенно при резком усложнении деятельности. У таких школьников отмечаются выраженные вегетативные реакции, неврозоподобные и психосоматические нарушения.

  Помощь: повышение самооценки (взрослыми) и развитием способности справляться с повышенной тревогой с помощью определенных упражнений. Особое внимание со стороны взрослого (учителя или родителя) следует уделять поддержке, похвале, отмечать успехи, и поддерживать при неудаче. Избегать оценочного суждения, сравнения с результатами более успешных учеников, если сравнивать, то его собственные результаты. Избегать критики в присутствии других. Помогать анализировать не только неудачи, но и успехи, чтобы те, в свою очередь, не воспринимались такими детьми как случайные, как результат каких-то внешних воздействий (например, как хорошее настроение учителя, или мне сегодня просто повезло).

 

Предполагаемые действия взрослого по отношению

 к тревожному ребенку:

Оказывать поддержку, проявлять искреннюю заботу о ребенке, чаще давать позитивную оценку их действиям и поступкам;

Называть чаще ребенка по имени и хвалить его в присутствии других детей и взрослых;

Поручать выполнение престижных в данном коллективе поручений;

Если сравнивать результаты работы, то только его собственные (достиг вчера, неделю или месяц назад);

Лучше избегать решения тех задач, которые ограничены во времени;

Лучше спрашивать не в начале или конце урока, а в середине;

Не следует торопить и подгонять их с ответом, дать время для ответа, и не повторять вопрос несколько раз (в противном случае ребенок ответит нескоро, т.к. новое повторение вопроса он будет воспринимать как новый стимул);

Установление визуального контакта – «глаза в глаза» – вселение чувства доверия в душу ребенка;

Беседы в классе о проблемах каждого ребенка (что у любого есть сложности), чтобы он чувствовал, что такой не один;

Запастись терпением, результаты не бывают скорыми.

Низкий уровень тревожности – «скрытая тревожность» - защитное поведение часто говорят, что они не испытывают тревоги, но постоянно терпят неудачи из-за своего невезения, несостоятельности, отношения других людей. Многие ситуации успеха оцениваются как неуспешные (обесценивание). Также идет и обесценивание неудач – подобная чувствительность к неблагополучию носит, как правило, компенсаторный, защитный характер и препятствует полноценному формированию личности. Школьник как бы не допускает неприятный опыт в сознание. Эмоциональное благополучие в этом случае сохраняется ценой неадекватного отношения к действительности, отрицательно сказываясь и на продуктивности деятельности. Не получается анализ полученного опыта. Выбирает для выполнения чаще простые задачи, чтобы всячески избежать волнующих ситуаций (т.к. уверен, что успешно справиться с проблемой).

Один из важнейших факторов повышения эффективности учебного процесса – организация психологически благоприятного климата обучения.

Методы и приемы, позволяющие снизить уровень

 школьной тревожности

1) Отсутствие сравнений ребенка с другими учащимися, акцент делается на сравнении с самим собою

2) Стимуляция оптимистического взгляда на возможности ученика (повышение самооценки способствует снижению тревожности и более эффективной деятельности, поддержка и одобрение не могут быть чрезмерными, если они заслужены). Если говорится о недостатках и ошибках – это делается в мягкой манере, сопровождая упоминанием о достоинствах ученика либо выражая уверенность в преодолимости препятствий.

3) При оценивании высокотревожных учащихся, по возможности, избегание низких отметок, в крайнем случае, выставление двух отметок: низкую – за результат, высокую - за приложенные учеником усилия.

4) Целенаправленное создание «ситуаций успеха» – предоставление ребенку задания, которые ему по силам, акцент на успешности результата;

5) При работе над новым материалом, освоении новых умений, навыков бережное отношение к тревожным детям, отсутствие спешки (поскольку работа в условиях дефицита времени повышает уровень тревожности учащихся);

6) Целесообразны репетиции, «проигрывание» тревожащих мероприятий (экзаменов, концертов), воспроизведение лишает их пугающей неопределенности, делает более привычными.

То же самое можно сказать о любых тревожащих переменах: все их детали доверительно обсуждаются с учеником. Разъяснение и обсуждение перемен или важных, значимых ситуаций придает ребенку уверенность;

7) Понимание важности четких, понятных и последовательных требований (одинаковых для всех:)

8) Даже если требуется наказать ученика, четкая аргументация своей позиции («Ты получил 3 потому, что очень мало занимаешься)

9) Отказ от вербальной агрессии, унижений, высмеиваний ученика: ведь недопустимо заставлять ребенка испытывать чувство беспомощности, неполноценности. «Наиболее эффективным способом контроля над поведением является награда.

Всё об агрессии

 В нашем обществе принято считать, что воспитанный человек не должен проявлять свой гнев. Однако если мы каждый раз сдерживаем эту эмоцию и не даем ей выхода ни в какой форме, то мы превращаемся в "копилку гнева", а это уже сродни бомбе замедленного действия. Когда ваша копилка будет полна, то "излишки" гнева выльются либо на случайно подвернувшегося под руку человека, либо истерикой и слезами, либо начнут "откладываться" в самом человеке, приводя к различным проблемам со здоровьем. Поэтому от гнева нужно освобождаться.

Как вести себя с агрессивным ребенком?
1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.
2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.
3. Контроль над собственными негативными эмоциями.
4. Снижение напряжения ситуации.
5. Обсуждение проступка.
6. Сохранение положительной репутации ребенка.
7. Демонстрация модели неагрессивного поведения.

 

   Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Она волнует не только педагогов, но и родителей. Среди ситуаций, провоцирующих агрессивность детей, выделяются следующие:

- Привлечение к себе внимания сверстников; 
- Ущемление достоинств другого с целью подчеркнуть своё превосходство;
- Защита и месть; 
- Стремление быть главным; 
- Стремление получить желанный предмет.

 

Рекомендации педагогам

• Общайтесь с ребенком тепло и позитивно-эмоционально.

• Не сравнивайте ребенка с другими детьми, каждый ребенок уникален. Только эмоциональная поддержка и постепенное движение от одного маленького успеха к другому помогут преодолеть неуверенность в своих силах и боязнь потерпеть неудачу.

• Проявляйте терпение в процессе воспитания. Получить все и сразу невозможно.

• Постарайтесь обеспечить ребенку оптимальные нагрузки. Учебные нагрузки должны быть посильны и для нервной системы, и для интеллектуального потенциала ребенка. Посоветуйтесь со специалистами-смежниками (педагогами-предметниками, социальным педагогом, психологом), разработайте индивидуальный подход к ребенку.

• Ищите позитив. Никому не хочется делать то, что не получается. Научите ребенка замечать пусть небольшие, но улучшения. Успех – лучший мотив в обучении.

• Хвалите за усилия, а не за результат. В любом деле важны последовательные усилия и преодоление трудностей. Научить ребенка этому – основная задача.

• Верьте в ребенка. Вера взрослых в ребенка – источник его жизненных сил и две трети будущего успеха, как в школе, так и в жизни.

 

Правила работы с агрессивными детьми

1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.

2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения

3. Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать его за конкретные поступки

4. Наказание не должно унижать ребенка

5. Обучать приемлемым способам выражения гнева

6. Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события

7. Обучать распознанию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей

8. Развивать способность к эмпатии

9. Расширять поведенческий репертуар ребенка

10. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях

11. Учись брать ответственность на себя.