Нормативно-правовые документы по коррупции - Песковская СШ
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Нормативно-правовые документы по коррупции

О противодействии коррупции

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 15 июля 2015 г. N 305-З «О борьбе с коррупцией» http://pravo.by/document/?guid=12551&p0=H11500305&p1=1

 ДЕКРЕТ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ  15 декабря 2014 г. N 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» http://president.gov.by/ru/official_documents_ru/view/dekret-5-ot-15-dekabrja-2014-g-10434/

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 30 июня 2014 г. N 165-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения»     (в редакции Закона Республики Беларусь от 05.01.2015г. № 231-З (редакция 10.07.2015г.) http://pravo.by/document/?guid=3961&p0=H11400165

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 4 января 2003 г. N 174-З «О декларировании физическими лицами доходов и имущества» http://www.pravo.by/document/index.php?guid=2012&oldDoc=2003-8/2003-8(037-084).pdf

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 16 января 2016г. N 19 «О некоторых вопросах декларирования доходов и имущества государственными служащими и иными категориями лиц» http://www.pravo.by/document/?guid=12551&p0=C21600019&p1=1

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 13 июля 2012 г. N 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» http://www.pravo.by/document/?guid=3871&p0=H11200419


Обзор антикоррупционного законодательства Республики Беларусь

Являясь глобальной проблемой современности, коррупция сегодня в той или иной степени существует во всех странах мира. Не является исключением и Республика Беларусь.

Коррупция – тягчайшее преступление против государства, которое не только компрометирует, но и  наносит прямой вред четкой организации и деятельности государства, его органов и учреждений, тормозит экономический рост, способствует нарушению механизмов конкуренции и снижению уровня инвестиций, неопределенности в работе предпринимательских структур и увеличению их расходов на ведение бизнеса.

Внедряясь в различные сферы экономики и общества, приобретая новые криминологические характеристики, коррупция оказывает деструктивное влияние на устойчивое социально-экономическое развитие государства и поэтому является серьезной угрозой его национальной безопасности.

В Республике Беларусь создана необходимая законодательная база по борьбе с коррупцией во всех сферах жизнедеятельности общества. На системной основе проводится государственная политика по противодействию коррупции, реализуются соответствующие программы.

Базовым документом, на основе которого организуется антикоррупционная деятельность в нашей стране, является Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией», принятый 20 июля 2006 г. (далее Закон).

В Законе дано определение понятия «коррупции» - умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей, сопряженное с противоправным получением имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей.

Данный закон устанавливает правовые основы государственной политики в сфере борьбы с коррупцией, направлен на защиту прав и свобод граждан, общественных интересов от  угроз, вытекающих из проявлений коррупции, обеспечение эффективной деятельности государственных органов, иных организаций государственных должностных и приравненных к ним лиц,  путем предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия правонарушений, создающих условия для коррупции и коррупционных правонарушений, устранения их последствий. Законом определен ряд ограничений и специальных требований для государственных должностных лиц, закреплены полномочия и права в сфере борьбы с коррупцией специальных подразделений органов прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности.

В структуре коррупционных преступлений наибольший удельный вес составили преступления, связанные с хищениями путем злоупотребления служебными полномочиями – 34%, получением взятки – 28%, дачей взятки – 21%. В целом все формы взяточничества составили 56% от общего количества выявленных преступлений.

По основным видам экономической деятельности наибольшее количество коррупционных преступлений зарегистрировано в здравоохранении -21, сельском хозяйстве – 16, образовании – 10, промышленности – 10.

В соответствии с действующим законодательством руководители всех организаций должны не только предупреждать и выявлять факты коррупции, но также сообщать об этих фактах в органы прокуратуры, внутренних дел или госбезопасности, и привлекать виновных лиц к дисциплинарной ответственности.

Методы, которые могут и должны применять руководители организаций в противодействии коррупции, весьма разнообразны и вытекают из требований Закона о борьбе с коррупцией, других актов антикоррупционного законодательства. Большое значение в профилактике коррупции имеет совершенствование кадровой работы, в том числе повышение требований к кандидатам на руководящие и материально ответственные должности, взыскательный контроль за трудовой и исполнительской дисциплиной. В обязательном порядке необходимо знакомить работников под роспись с должностными обязанностями и предупреждать об ответственности за их ненадлежащее исполнение.

Важное значение имеет пропаганда антикоррупционного законодательства и среди других работников предприятия, которые не являются государственными должностными или приравненными к ним лицами – обычных рабочих и служащих.  Зная законодательство, такие работники могут требовать от своих руководителей его исполнения, информировать уполномоченные органы о допущенных руководителями нарушениях, в том числе злоупотреблениях.

Существенную роль в выявлении и предупреждении коррупции играет надлежащим образом организованная контрольно-ревизионная работа.

По выявленным нарушениям необходимо принимать исчерпывающие меры реагирования, в том числе привлекать работников к дисциплинарной ответственности, взыскивать с них причиненный предприятию вред.

Нельзя допускать необоснованное освобождение работников от ответственности за допущенные нарушения, поскольку как у этих, так и у других работников возникнет убеждение, что нарушать и злоупотреблять можно совершенно безнаказанно. Иначе в результате, возникнет благоприятная почва для коррупции.

Таким образом, антикоррупционные мероприятия должны носить не эпизодический и кратковременный характер, а проводиться систематически и целенаправленно. Это позволит не только своевременно пресекать факты коррупции, но, что наиболее важно, выявлять и устранять причины и условия, ей способствующие, создаст благоприятные условия для нормальной и эффективной финансово-хозяйственной и иной деятельности организаций.

Виды правонарушений согласно Закону (статьи 20 и 21 Закона)

1. Правонарушения, создающие условия для коррупции:

•нарушение государственным должностным лицом в личных, групповых и иных внеслужебных интересах установленного законодательными актами Республики Беларусь порядка рассмотрения обращений физических или юридических лиц и принятия решений по вопросам, входящим в его компетенцию;

•создание государственным должностным или приравненным к нему лицом препятствий физическим или юридическим лицам в реализации их прав и законных интересов;

•требование предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи, а равно нарушение порядка ее предоставления и использования, установленного законодательством Республики Беларусь.

Совершение указанных правонарушений влечет за собой ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

2. Коррупционные правонарушения:

•вымогательство имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей;

•действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей в целях незаконного извлечения выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц;

•принятие имущества (подарков) или другой выгоды в виде услуги в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей, за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий;

•принятие приглашения в туристическую, лечебно-оздоровительную или иную поездку за счет физических и (или) юридических лиц;

•использование в личных, групповых и иных внеслужебных интересах предоставленного имущества, находящегося в государственной собственности, если это не предусмотрено актами законодательства Республики Беларусь;

Совершение указанных правонарушений влечет за собой ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

ПЕРЕЧЕНЬ

коррупционных преступлений

1.Хищение путем злоупотребления служебными полномочиями (ст. 210 УК).

2.Контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (ч.3 ст. 228 УК).

3.Злоупотребление властью или служебными полномочиями из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 2 и ч.3 ст. 424 УК).

4.Бездействие должностного лица из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 2 и ч.3 ст. 425 УК).

5.Превышение власти или служебных полномочий, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 2 и ч.3 ст. 426 УК).

6.Служебный подлог (ст. 427 УК).

7.Получение взятки (ст. 430 УК).

8.Дача взятки (ст. 431 УК).

9.Посредничество во взяточничестве (ст. 432 УК).

10.Получение незаконного вознаграждения  (ст. 433 УК).

11.Злоупотребление властью, превышение власти либо бездействие власти, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности (ст. 455 УК).

Статья 23.84. Нарушение порядка предоставления и использования безвозмездной (спонсорской) помощи

1.Предоставление индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица безвозмездной (спонсорской) помощи с нарушением требований законодательных актов – влечет наложение штрафа в размере от пятидесяти до ста базовых величин, а на индивидуального предпринимателя – от двадцати до пятидесяти базовых величин.

2.Использование безвозмездной (спонсорской) помощи на цели, не предусмотренные договором о ее предоставлении, – влечет наложение штрафа в размере от десяти до двадцати пяти базовых величин, а на индивидуального предпринимателя – от ста до ста пятидесяти базовых величин.

3. Использование безвозмездной (спонсорской) помощи на цели, запрещенные законодательными актами, либо такой помощи, предоставленной без заключения договора, влечет наложение штрафа в размере от двадцати пяти до пятидесяти базовых величин с конфискацией такой помощи либо со взысканием ее стоимости, на индивидуального предпринимателя – от ста до ста пятидесяти базовых величин с конфискацией такой помощи либо со взысканием ее стоимости, а на юридическое лицо – до двухсот базовых величин с конфискацией такой помощи либо со взысканием ее стоимости.

4. Использование должностным лицом юридического лица безвозмездной (спонсорской) помощи на цели, не предусмотренные договором о ее предоставлении или запрещенные законодательными актами, либо такой помощи, предоставленной без заключения договора, – влечет наложение штрафа в размере от ста до ста пятидесяти базовых величин.

Указ Президента Республики Беларусь № 300 от 01.07.2005г.

«О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи»

Извлечение:

14. Требование должностным лицом предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи с использованием своих служебных полномочий влечет привлечение его к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности.

Требование должностным лицом предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи, совершенное с использованием своих служебных полномочий из корыстной или иной личной заинтересованности либо повлекшее причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам, влечет уголовную ответственность.

Уголовный кодекс Республики Беларусь

Извлечение:

Статья 204. Отказ в предоставлении гражданину информации

Незаконный отказ должностного лица в предоставлении гражданину собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих его права, свободы и законные интересы, либо предоставление ему неполной или умышленно искаженной такой информации, повлекшие причинение существенного вреда правам, свободам и законным интересам гражданина, – наказываются штрафом или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Статья 208. Вымогательство

1. Требование передачи имущества или права на имущество либо совершения каких-либо действий имущественного характера под угрозой применения насилия к потерпевшему или его близким, уничтожения или повреждения их имущества, распространения клеветнических или оглашения иных сведений, которые они желают сохранить в тайне (вымогательство), –наказывается исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок.

Статья 211. Присвоение либо растрата

1. Присвоение либо растрата имущества лицом, которому оно вверено, – наказываются лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом или лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Статья 427. Служебный подлог

1. Внесение лицом заведомо ложных сведений и записей в официальные документы, либо подделка документов, либо составление и выдача заведомо ложных документов, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности, при отсутствии признаков более тяжкого преступления – наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на тот же срок, или лишением свободы на срок до двух лет.

2. Те же действия, совершенные с целью искажения данных государственной статистической отчетности, – наказываются лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или исправительными работами на срок от одного года до двух лет, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

Статья 430. Получение взятки

1. Принятие  лицом материальных ценностей либо приобретение выгод имущественного характера, предоставляемых исключительно в связи с занимаемым им должностным положением, за покровительство или попустительство по службе, благоприятное решение вопросов, входящих в его компетенцию, либо за выполнение или невыполнение в интересах дающего взятку или представляемых им лиц какого-либо действия, которое это лицо должно было или могло совершить с использованием своих служебных полномочий (получение взятки), – наказываются ограничением свободы на срок от трех до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или лишением свободы на срок до семи лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

2. Получение взятки повторно, либо путем вымогательства, либо группой лиц по предварительному сговору, либо в крупном размере – наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Статья 431. Дача взятки

1. Дача взятки – наказывается исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до пяти лет.

2. Дача взятки повторно либо в крупном размере – наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до семи лет.

Примечание. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если в отношении его имело место вымогательство взятки либо если это лицо после дачи взятки добровольно заявило о содеянном.

Статья 432. Посредничество во взяточничестве

1. Непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя (посредничество во взяточничестве) –

наказывается штрафом, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до четырех лет.

2. Посредничество во взяточничестве, совершенное повторно, либо с использованием своих служебных полномочий, либо при получении взятки в крупном размере, – наказывается арестом на срок от трех до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок до шести лет.

Примечание. Виновный в посредничестве во взяточничестве либо соучастник в даче или получении взятки освобождается от уголовной ответственности, если он после совершения преступных действий добровольно заявил о содеянном.

Статья 433. Принятие незаконного вознаграждения

1. Принятие работником организации, не являющимся должностным лицом, имущества или другой выгоды имущественного характера, предоставляемых ему за совершенное в пределах его служебных полномочий (трудовых обязанностей) действие (бездействие) в пользу лица, предоставляющего такое имущество или другую выгоду имущественного характера, либо за выполняемую работу, входящую в круг его служебных (трудовых) обязанностей, помимо предусмотренной законодательством Республики Беларусь оплаты труда – наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до трех месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

2. Те же действия, совершенные повторно, либо путем вымогательства, либо группой лиц по предварительному сговору, либо в крупном размере, – наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

3. Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, – наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.