Страничка педагога социального - Песковская СШ
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Страничка педагога социального

Разумное воспитание (притча)

Разумное воспитание (притча)

Однажды к Хинг Ши пришла молодая крестьянка и спросила:

- Учитель, как следует мне воспитывать сына: в ласке или в строгости? Что важнее?

- Посмотри, женщина, на виноградную лозу, - сказал Хинг Ши. – Если ты не будешь ее обрезать, не станешь, из жалости, отрывать лишние побеги и листья, лоза одичает, а ты, потеряв контроль над ее ростом, не дождешься хороших и сладких ягод. Но если ты укроешь лозу от ласки солнечных лучей и не станешь заботливо поливать ее корни каждый день, она совсем зачахнет. И лишь при разумном сочетании и того, и другого тебе удастся вкусить желанных плодов. 

 Иметь детей – это, конечно, счастье, но, к сожалению, не безоблачное. Послушный, безукоризненный ребенок больше похож на робота. Настоящий, живой маленький человечек не раз огорчит родителей своими поступками, за чем обязательно последует наказание. Но вот каким оно должно быть, за что можно, а за что нельзя наказывать

За что нельзя наказывать...

 Родители должны твердо запомнить, что ребенка нельзя наказывать за врожденные недостатки, которые ребенок не в силах исправить. Например, заикание. Наказание за плохую учебу чаще всего ведет к стойкой нелюбви ходить в школу вообще, а также к обману родителей, вырыванию страниц из дневника, прогулам и т.д. нельзя наказывать за проступки, совершенные ребенком из – за непонимания, что это плохо. Ведь он просто этого не знал. Не ругайте его, а спокойно объясните, почему этого делать нельзя. Если вы узнали о проступке вашего ребенка спустя длительное время после его свершения, не наказывайте его. Возможно, сейчас бы он этого не сделал, а скрывал, потому что было стыдно. Поговорите об этом. В случае же непонимания объясните, в чем состоит его вина и как вы огорчены.

 Как нельзя наказывать...

Наказывать ребенка нужно только с холодной головой и обязательной  любовью к нему. Недопустимы элементы жестокости. Такие как подзатыльники, щипки, выкручивание рук или ушей. Часто родители наказывают, еще не остыв и соответственно не соизмеряя меру наказания к самому проступку. Бывают случаи, когда в наказание детей родители вкладывают еще и свое плохое настроение, раздражительность, на них свои собственные неудачи. Это совершенно недопустимо. Вы можете нанести не только телесные повреждения, но и травмировать психику ребенка, что приведет к патологической боязни наказания. А ведь для нас главное – чтобы боялись огорчить, расстроить родителей, а не ремня.

Не стоит в виде наказания использовать домашний труд, если вы, конечно, не хотите привить, например, девочке стойкую неприязнь к уборке. Да и порученную работу ребенок может выполнить плохо, и за это вы тоже будете его наказывать? Нельзя детей наказывать в присутствии друзей и вообще посторонних  людей. Ведь вы хотите наказать за конкретный проступок, а не унизить. Для впечатлительных детей нет ничего страшнее, и  они могут вас возненавидеть.

Нельзя за один и тот же проступок наказывать несколько раз. Например, сегодня вы не разрешили ему смотреть любимую передачу, а в воскресенье не разрешили пойти в гости, мотивируя тем, что он все еще расплачивается за случившееся. Даже преступников не судят дважды за одно преступление.

Обязательно наказание должно быть адекватно проступку. В любом случае необходимо объяснение, за что и почему это плохо. Лучше ограничиться строгим внушением, но не криком. А для этого нужно успокоиться самому воспитателю.

Физическое наказание возможно лишь в случае, если ребенок жесток к живому: замучил кошку, избил слабого и т. д. Но во всех случаях даже за самым жестоким проступком следует не только наказание, но и прощение.

Может ли наказание быть средством воспитания?

В современной педагогике не прекращаются споры не только о целесообразности применения наказания, но и по всем специальным вопросам методики – кого, где сколько, и с какой целью наказывать. К полному единодушию педагоги, видимо, придут еще не скоро, т.к. бытуют различные и порой крайне противоречивые взгляды на предмет его применения. Одни считают, что надо наказывать чаще, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, чтобы выработать правильные привычки поведения. Другие советуют прибегать к наказанию крайне редко, в исключительных случаях. А есть, кто убежден, что истинное воспитание – это воспитание, без каких бы то ни было наказаний.

Дети пока вырастают, естественно, совершают множество ошибок, порой грубых, наносящих и материальный, и моральный ущерб окружающим. Родители придают особое значение именно наказанию и зачастую используют его неверно, нанося психике ребенка непоправимый вред.

Надо поставить перед собой задачу, как “очеловечить” наказание, как найти формы, не унижающие человеческого достоинства, как использовать наказание так, чтобы направить его к действиям, которые помогли бы исправить его ошибку, а не добиваться послушания любой ценой.

Рекомендации  педагога социального родителям

Принципы отношений взрослых и детей

1. Принцип равенства. Мир детей и мир взрослых совершенно равноправные части мира человека.

2. Принцип диалогичности. Мир детства представляет собой особую ценность для взрослых: диалог двух миров (детей и взрослых) составляет учебно-воспитательный процесс, в котором обучение есть движение содержания мира взрослости в мир детства, а воспитание - движение содержания мира детства в мир взрослости.

3. Принцип сосуществования. Мир детства и мир взрослых должны поддерживать обоюдный суверенитет, исходить из идеи невмешательства, не навязывания друг другу своих ценностей и законов. Любая акция взрослых или детей не должна наносить ущерб ни одной стороне.

4. Принцип свободы. Предоставление миру детства поной свободы в выборе собственного пути. Взрослые обязаны сохранять жизнь и здоровье детей.

5. Принцип соразвития. Процесс развития мира детей идет параллельно развитию мира взрослых. Аномалией процесса развития является остановка самоактуалuзации, как ребенка, так и взрослого (Роджерс).

6. Принцип единства. Мир детства и мир взрослых не образуют двух разграниченных миров, но составляют единый мир людей.

7. Принцип принятия. Особенности любого человека должны приниматься другими людьми такими, каковы они есть. Отношения должны складываться только на основе безоговорочной любви. Ненависть может проявляться только в отношении поступка, а не человека, так как человек больше, чем его негативный поступок.

Советы  педагога социального родителям

1. Проанализируйте вашу собственную систему ценностей в отношении воспитания детей. Способствует ли она одаренности и реализации личности в обществе?

2. Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относится в большей степени.

3. Оценивайте уровень развития ребенка.

4. Избегайте длинных объяснений или бесед с ребенком.

5. Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении и являться признаком одаренности.

6. Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения. Развивайте в своих детях следующие качества:

-уверенность, базирующуюся на объективной самооценке; понимание достоинств и недостатков в себе самом и окружающих;

-интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску;

-уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению, душевному мужеству;

-привычку опираться на собственные силыI и готовность нести ответственность за свои поступки;

-умение находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов.

Материал по теме, размещенный на сайте отдела образования, спорта и туризма Кобринского районного исполнительного комитета, можно посмотреть по ссылке Охрана детства

Национальные стандарты охраны детства в Республике Беларусь: Конституция Республики Беларусь, Закон о правах ребенка, Кодекс Республике Беларусь о браке и семье и др .

Важнейшей политической, социально-экономической задачей РБ является гарантия защиты государством и обществом детства, семьи и материнства. В кодексе "о браке и семье" в 1999г. впервые был заключен раздел охраны детства, посвященный социальным и материальным правам несовершеннолетних.

В соответствии с ч.2 и ч.3 ст.1 закона от 19 ноября 1993г. «о правах ребенка» ребенок – это физическое лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия) если по закону оно ранее не приобрело гражданскую дееспособность в полном объеме. В ст.179 кодекса "о браке и семье" определено, что несовершеннолетним считается лицо, с момента рождения до достижения им 18 лет. Ребенок до достижения им 14 лет считается малолетним и признается недееспособным. Несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет считается подростком и приобретает частичную дееспособность. Несовершеннолетние, достигшие 16 лет может быть объявлен полностью дееспособным, т.е. эмансипированным.

Государство гарантирует защиту прав ребенка как до, так и после рождения. В соответствии с конвенцией о правах ребенка государство уважает и обеспечивает охрану неприкосновенности ребенка, осуществляет его защиту от всех видов эксплуатации, физического и психического насилия, жестокого, грубого или оскорбительного обращения, сексуальной эксплуатации и сексуального совращения, от вовлечения в преступную деятельность, приобщения к алкоголю, употребления наркотических средств и психотропных веществ, принуждения к занятию проституцией, попрошайничеству, азартным играм. В соответствии с 182 кодекса "о браке и семье" все дети имеют равные права, независимо от происхождения, расовой, национальной и гражданской принадлежности, социального и имущественного положения, пола, языка, образования, отношения к религии, места жительства, состояния здоровья.

Основной задачей органа охраны детства является:

1) защита прав и интересов детей, защита прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей

2) социально-педагогическая и психологическая помощь детям-инвалидам, детям с недостатками умственного или физического развития, детям, оставшимся в неблагоприятных условиях

3) осуществление представительства по защите прав и интересов детей

Социальные права детей   согласно кодекса  "о браке и семье":

право на жизнь в семье (ст.185)

право на образование и труд (186)

право на отдых и досуг (187)

право на свободу личности (188)

право на защиту (189)

 ст.6 конвенции «о правах ребенка» и ст.4 закона «о правах ребенка» предусматривают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства-участники конвенции обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка. Родители и другие лица, воспитывающие ребенка несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условия жизни, необходимые для развития ребенка.

Право на образование закреплено в ст. 28 конвенции и ст.49 конституции РБ. Ст.23 закона «о правах ребенка» и ст.2 и 5 закона «об образовании» дети имеют право:

• на равные возможности доступа к национальной системе образования

• на получение бесплатного образования на родном языке

• на выбор учреждения образования и получение образования

• на получение профессии в соответствии со своими склонностями и обязанностями

 государство поощряет развитие таланта и повышения образования. Право на труд закреплено в ст.32 конвенции «о правах ребенка», ст.41 конституции, ст.272-282 трудового кодекса и ст.24 закона «о правах ребенка». По достижении 16 лет несовершеннолетние имеют право на самостоятельную трудовую деятельность.

в ст.30 конвенции, ст.43 конституции, ст.25 закона «о правах ребенка» - каждый ребенок имеет право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях в соответствии с его возрастом, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

Материальные права детей.

Право на материальное обеспечение закреплено в ст. 21 Конституции Республики Беларусь, в ст. 195 Кодекса, в ст. 8 Закона «О правах ребенка». Оно выражается в следующем:

-каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий.

- каждый ребенок, независимо, от того, проживает он совместно с родителями или раздельно, имеет право на такое материальное обеспечение со стороны семьи и государства.

Право на жилище закреплено в ст. 21 Конституции Республики Беларусь. Суть данной правовой нормы сводится к тому, что каждый ребенок имеет право на жилище, по размеру и качеству соответствующие нормам и стандартам, установленным в Республике Беларусь. В настоящее время размер предоставляемого жилья предусмотрен от 15 до 20 кв. метров на одного члена семьи, в том числе и на ребенка.

Основные направления деятельности СППС учреждения образования по охране детства.

СППС в пределах своей компетенции выполняет следующие функции:

- содействие в обеспечении защиты прав и законных интересов обучающихся;

- изучение условий жизни и воспитания обучающихся в семье;

- выявление и учет обучающихся, нуждающихся в социально-педагогической и психологической помощи;

- информирование администрации учреждения образования (иной организации, индивидуального предпринимателя), заинтересованных органов о нарушении прав и законных интересов обучающихся и лицах, его допустивших;

- осуществление профилактической работы по предупреждению социального сиротства, семейного неблагополучия, торговли людьми и насилия в отношении обучающихся;

- участие в формировании у обучающихся навыков здорового образа жизни, безопасного и ответственного поведения;

- изучение индивидуально-психологических особенностей обучающихся, иных участников образовательного процесса, особенностей развития коллективов обучающихся и педагогических работников;

- организация личностно-ориентированной социально-педагогической, психологической и правовой помощи обучающимся, имеющим проблемы в общении, обучении, развитии, социализации;

- участие в разработке и реализации индивидуальных планов защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении;

- участие в разработке и реализации планов защиты прав и законных интересов детей, признанных нуждающимися в государственной защите;

- участие в подготовке обучающихся к самостоятельной и семейной жизни, выполнению социальных ролей гражданина, семьянина;

повышение психологической и правовой культуры участников образовательного процесса;

- оказание социально-педагогической и психологической помощи обучающимся в условиях интегрированного обучения и воспитания;

участие в анализе образовательной деятельности, осуществляемой учреждением образования;

- участие в организации социально значимой деятельности обучающихся, содействие в развитии детских и молодежных инициатив, их творческого потенциала и самодеятельности;

- изучение и обобщение опыта работы по оказанию социально-педагогической и психологической помощи;

- разработка информационно-аналитических материалов по вопросам развития, воспитания, обучения и социализации обучающихся, защиты и охраны детства.