Родительский университет - Песковская СШ
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Родительский университет

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о «Родительском университете»

ГУО «Песковская средняя школа Кобринского района»

 

1. Общие положения

 1.1. Настоящее Положение разработано на основании инструктивно-методического письма Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2023/2024 учебном году» и определяет условия, порядок организации, направления деятельности, структуру родительского университета.

1.2. Родительский университет создан для развития взаимопонимания, сотрудничества семьи и школы.

1.3.Родительский университет осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативными документами и методическими рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь и настоящим Положением.

1.4. Создание родительского университета не приводит к изменению организационно-правовой формы, типа и вида учреждения образования, в его Уставе не фиксируется.

1.5.Работу  родительского университета организует директор, заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, педагог-психолог, педагог социальный привлекая ресурсы (кадровые и информационные) района.

1.6.Общую координацию деятельности родительского университета осуществляет  заместитель директора по воспитательной работе, либо в случае его отсутствия директор учреждения образования.

 

2. Цели, задачи и направления деятельности Центра, ступени реализации и формы проведения занятий

2.1. Целью создания родительского университета является:

создание условий способствующих психологическому просвещению родителей, ознакомлению с информацией по различным вопросам воспитания посредствам реализации республиканского проекта «Родительский университет».

 

2.2. Задачи:

- построить систему непрерывного психолого-педагогического диалога с семьей о проблемах развития, обучения и воспитания личности ребенка;

 - организовать эффективное сотрудничество с родителями (законными представителями);

- повысить мотивацию родителей учиться ответственному родительству, содействовать развитию навыков родительского самообразования, ключевых компетенций родителей;

- повысить социально-педагогическую, психологическую, правовую культуру родителей;

- пропагандировать позитивный образов семьи, отца, матери, родного дома, формирование чувства Родины через изучение истории своего рода, родного края, своей страны;

- содействовать воспитанию истинных граждан своей страны, настоящих тружеников, ответственных членов семьи;

- формировать ценностно-смысловые основы родительства;

- актуализировать чувства ответственности за выполнение родительских функций;

- формировать и развивать психолого-педагогические компетенции родителей в области семейного воспитания (формировать знания о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формировать гармоничные семейные отношения, навыки конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействовать развитию навыков самообразования родителей;

- обеспечивать целенаправленную работу по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижению риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновению затруднений в семейном воспитании, оказывать своевременную психолого-педагогическую и информационную помощь семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

 2.3. Основные направления деятельности родительского университета

-  организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания:

-  правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;

-   психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания, обучения ребенка;

-    гражданское: о путях развития образования, школы.

- консультирование родителей по юридическим, психолого-педагогическим и другим проблемам;

-  научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;

-   расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом;

-  организация и осуществление выставочной деятельности по пропаганде эффективных технологий воспитания;

-    построение системы распространения эффективного педагогического опыта;

 -    трансляция деятельности родительского университета на сайте учреждения;

-    взаимодействие с другими родительскими университетами.

 2.4. Три ступени в реализации родительского университета

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» - для родителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования,

II ступень «Мой ребенок – подросток» - для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,

III ступень «Мой ребенок – старшеклассник» - для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.

 2.5. Формы проведения занятий

- традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);

- дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).

3.  Условия, порядок создания и управление родительским университетом

3.1. Условия создания родительского университета:

создается на базе ГУО «Песковская средняя школа Кобринского района»;

- создается  на основании  приказа директора школы и настоящего Положения;

- координирует деятельность родительского университета заместитель директора по воспитательной работе, в случае его отсутствия директор учреждения образования;

- реализуется в каждом классе с законными представителями учащихся;

за реализацию родительского университета в каждом классе отвечает классный руководитель;

- занятия проводятся один раз в четверть;

- родительский университет может реализовываться в очной и в дистанционной форме, в случае ухудшения эпидемиологической ситуации только в дистанционной форме;

- на школьном интернет – сайте создается раздел (подраздел) «Родительский университет»;

- размещение тематической информации в рамках родительского университета на официальном интернет -сайте школы в подразделе «Родительский университет :

 3.2. Координатор родительского университета:

-  несёт ответственность за эффективность деятельности родительского университета;

-  координирует деятельность родительского университета;

- осуществляет взаимодействие с классными руководителями, социальными педагогами, педагогами-психологами;

- подписывает все документы, касающиеся деятельности родительского университета, в пределах своей компетенции;

-   ведёт в установленном порядке делопроизводство, при необходимости составляет отчётную документацию и представляет по запросу соответствующих государственных органов сведения о реализации мероприятий родительского университета;

-  в целях реализации поставленных задач родительский университет взаимодействует с заинтересованными лицами, организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение общего среднего образования.

 3.4. Родительский университет реализуется на основании подготовленной программы учёными Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, либо самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития.

 3.5. Деятельность родительского университета осуществляется в соответствии с данным Положением и планом работы родительского университета.

 3.6. В конце учебного года координатор может предоставить педагогическому коллективу, учебно-методическим формированиям информацию об эффективности, результативности реализации мероприятий плана родительского университета.

 3.7.Основанием для начала и прекращения деятельности родительского университета являются методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь об организации социальной, воспитательной и идеологической работе, либо иной нормативный, правовой документ Министерства образования Республики Беларусь.

 

 

4. Структура родительского университета.

4.1.Структуру родительского университета определяет и утверждает директор учреждения образования.

4.2.Родительский университет может использовать в работе следующие помещения, необходимые для обеспечения его деятельности –  учебные кабинеты, компьютерный класс, библиотеку и др.

4.3.Классные руководители организовывают мероприятия родительского университета в рамках часов организационно-воспитательной работы.

5. Документация

 - Приказ учреждения общего среднего образования об организации работы родительского университета;

-   Положение о родительском университете;

-   План работы на учебный год;

 - методические материалы, проекты, разработки, фотоотчеты и другие материалы, создаваемые в рамках работы родительского университета (размещаются на сайте учреждения образования, хранятся в электронном варианте).

 6. Порядок внесения изменений и (или) дополнений в Положение

6.1. В настоящее Положение могут быть внесены необходимые изменения и (или) дополнения в установленном законодательством порядке.

 

 

Тематический план

«Родительского университета»

на 2023/2024 учебный год

 

Цель: повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.

Задачи:

¾              формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;

¾              формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания(формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;

¾              обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;

¾              организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.

п/п

Месяц

Мероприятие

Категория

1

Сентябрь

Групповая беседа на тему:

1.«Психологическая готовность к школьному обучение». Формирование положительного отношения к школе и направленности на обучение.

2. «Роль семьи в адаптации ребёнка к обучению в школе».

3. «Как Вы можете помочь своему ребёнку учиться в школе».

Родители уч-ся 1 класса

2

Сентябрь

Лекторий на тему:

1. «Как сделать ребёнка самостоятельным».

2. «Как Вы можете помочь своему ребёнку учиться в школе».

Родители уч-ся 2-4 класса

3

Сентябрь

Консультации на тему:

1. «Как помочь ребёнку преодолеть неуверенность в себе?»

2. «Роль семьи в адаптации ребёнка к обучению в школе».

3. «Как Вы можете помочь своему ребёнку учиться в школе».

Родители уч-ся 5 класса

 

Октябрь

Лекторий на тему:

1. «Интернет-безопасность».

2. «Как Вы можете помочь своему ребёнку учиться в школе».

Родители уч-ся 6-8 класса

5

Октябрь

Лекторий на тему:

1. «Проблема одиночества в подростковом возрасте».

2. «Профилактика суицидального поведения детей» Рекомендации родителям.

Родители уч-ся 9-11 класса

6

Ноябрь

Лекторий на тему:

1. «Эмоциональное благополучие ребёнка: что это такое?»

2. «Гиперактивность –не приговор».

Родители уч-ся 1 класса

7

Ноябрь

Лекторий на тему:

1. «Психологическая безопасность ребёнка».

2. «Почему дети ругаются».

Родители уч-ся 2-4 класса

8

Ноябрь

Групповая беседа на тему:

1. «Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте».

Родители уч-ся 5 класса

9

Декабрь

Лекторий и рекомендации родителям по профилактике суицидального поведения

Родители уч-ся 6-8 класса

10

Декабрь

Лекторий на тему:

1. «Как разрешать конфликты».

Родители уч-ся 9-11 класса

11

Январь

Групповая беседа на тему:

1. «Причины снижения учебной мотивации учащихся находящихся в младшем школьном возрасте»

Родители уч-ся 1 класса

12

Февраль

Лекторий на тему:

1. «Если ребёнок не хочет учиться».

2. «Почему дети лгут».

Родители уч-ся 2-4 класса

13

Февраль

Круглый стол на тему:

1. «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребёнка».

Родители уч-ся 5 класса

14

Март

Лекторий на тему:

1. «Причины и способы борьбы с подростковой неуверенностью».

Родители уч-ся 6-8 класса

15

Март

Лекторий на тему:

1. «Психологическая поддержка выпускников». Рекомендации родителям.

2. «Как уберечь детей от наркотиков».

Родители уч-ся 9-11 класса

16

Апрель

Занятие с элементами тренинга на тему:

1. «Развитие памяти и внимания у детей младшего школьного возраста».

Родители уч-ся 1 класса

17

Апрель

Лекторий на тему:

1. «Воспитание нравственности в семье».

Родители уч-ся 2-4 класса

18

Май

Лекторий на тему:

1.«Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения».

Родители уч-ся 5 класса

19

Май

Круглый стол на тему:

1. «Особенности общения с подростком».

Родители уч-ся 6-8 класса

20

Май

Детско-родительский тренинг как средство профессионального самоопределения подростков

Родители уч-ся 9-11 класса

21

В течение учебного года

Консультации по графику

Родители уч-ся 1-11 класса

22

В течение учебного года

Просвещение родителей (размещение информационных материалов на стендах, интернет сайте школы)

Родители уч-ся 1-11 класса

23

В течение учебного года

Консультирование по результатам проведённых диагностик

Родители уч-ся 1-11 класса

 

 

Педагог- психолог                                                             М.П.Бойко