ПОЛОЖЕНИЕ
о «Родительском университете»
ГУО «Песковская средняя школа Кобринского района»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано на основании инструктивно-методического письма Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2023/2024 учебном году» и определяет условия, порядок организации, направления деятельности, структуру родительского университета.
1.2. Родительский университет создан для развития взаимопонимания, сотрудничества семьи и школы.
1.3.Родительский университет осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативными документами и методическими рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь и настоящим Положением.
1.4. Создание родительского университета не приводит к изменению организационно-правовой формы, типа и вида учреждения образования, в его Уставе не фиксируется.
1.5.Работу родительского университета организует директор, заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, педагог-психолог, педагог социальный привлекая ресурсы (кадровые и информационные) района.
1.6.Общую координацию деятельности родительского университета осуществляет заместитель директора по воспитательной работе, либо в случае его отсутствия директор учреждения образования.
2. Цели, задачи и направления деятельности Центра, ступени реализации и формы проведения занятий
2.1. Целью создания родительского университета является:
создание условий способствующих психологическому просвещению родителей, ознакомлению с информацией по различным вопросам воспитания посредствам реализации республиканского проекта «Родительский университет».
2.2. Задачи:
- построить систему непрерывного психолого-педагогического диалога с семьей о проблемах развития, обучения и воспитания личности ребенка;
- организовать эффективное сотрудничество с родителями (законными представителями);
- повысить мотивацию родителей учиться ответственному родительству, содействовать развитию навыков родительского самообразования, ключевых компетенций родителей;
- повысить социально-педагогическую, психологическую, правовую культуру родителей;
- пропагандировать позитивный образов семьи, отца, матери, родного дома, формирование чувства Родины через изучение истории своего рода, родного края, своей страны;
- содействовать воспитанию истинных граждан своей страны, настоящих тружеников, ответственных членов семьи;
- формировать ценностно-смысловые основы родительства;
- актуализировать чувства ответственности за выполнение родительских функций;
- формировать и развивать психолого-педагогические компетенции родителей в области семейного воспитания (формировать знания о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формировать гармоничные семейные отношения, навыки конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействовать развитию навыков самообразования родителей;
- обеспечивать целенаправленную работу по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижению риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновению затруднений в семейном воспитании, оказывать своевременную психолого-педагогическую и информационную помощь семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
2.3. Основные направления деятельности родительского университета
- организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания:
- правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;
- психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания, обучения ребенка;
- гражданское: о путях развития образования, школы.
- консультирование родителей по юридическим, психолого-педагогическим и другим проблемам;
- научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;
- расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом;
- организация и осуществление выставочной деятельности по пропаганде эффективных технологий воспитания;
- построение системы распространения эффективного педагогического опыта;
- трансляция деятельности родительского университета на сайте учреждения;
- взаимодействие с другими родительскими университетами.
2.4. Три ступени в реализации родительского университета
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» - для родителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования,
II ступень «Мой ребенок – подросток» - для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,
III ступень «Мой ребенок – старшеклассник» - для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.
2.5. Формы проведения занятий
- традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);
- дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).
3. Условия, порядок создания и управление родительским университетом
3.1. Условия создания родительского университета:
создается на базе ГУО «Песковская средняя школа Кобринского района»;
- создается на основании приказа директора школы и настоящего Положения;
- координирует деятельность родительского университета заместитель директора по воспитательной работе, в случае его отсутствия директор учреждения образования;
- реализуется в каждом классе с законными представителями учащихся;
за реализацию родительского университета в каждом классе отвечает классный руководитель;
- занятия проводятся один раз в четверть;
- родительский университет может реализовываться в очной и в дистанционной форме, в случае ухудшения эпидемиологической ситуации только в дистанционной форме;
- на школьном интернет – сайте создается раздел (подраздел) «Родительский университет»;
- размещение тематической информации в рамках родительского университета на официальном интернет -сайте школы в подразделе «Родительский университет :
3.2. Координатор родительского университета:
- несёт ответственность за эффективность деятельности родительского университета;
- координирует деятельность родительского университета;
- осуществляет взаимодействие с классными руководителями, социальными педагогами, педагогами-психологами;
- подписывает все документы, касающиеся деятельности родительского университета, в пределах своей компетенции;
- ведёт в установленном порядке делопроизводство, при необходимости составляет отчётную документацию и представляет по запросу соответствующих государственных органов сведения о реализации мероприятий родительского университета;
- в целях реализации поставленных задач родительский университет взаимодействует с заинтересованными лицами, организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение общего среднего образования.
3.4. Родительский университет реализуется на основании подготовленной программы учёными Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, либо самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития.
3.5. Деятельность родительского университета осуществляется в соответствии с данным Положением и планом работы родительского университета.
3.6. В конце учебного года координатор может предоставить педагогическому коллективу, учебно-методическим формированиям информацию об эффективности, результативности реализации мероприятий плана родительского университета.
3.7.Основанием для начала и прекращения деятельности родительского университета являются методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь об организации социальной, воспитательной и идеологической работе, либо иной нормативный, правовой документ Министерства образования Республики Беларусь.
4. Структура родительского университета.
4.1.Структуру родительского университета определяет и утверждает директор учреждения образования.
4.2.Родительский университет может использовать в работе следующие помещения, необходимые для обеспечения его деятельности – учебные кабинеты, компьютерный класс, библиотеку и др.
4.3.Классные руководители организовывают мероприятия родительского университета в рамках часов организационно-воспитательной работы.
5. Документация
- Приказ учреждения общего среднего образования об организации работы родительского университета;
- Положение о родительском университете;
- План работы на учебный год;
- методические материалы, проекты, разработки, фотоотчеты и другие материалы, создаваемые в рамках работы родительского университета (размещаются на сайте учреждения образования, хранятся в электронном варианте).
6. Порядок внесения изменений и (или) дополнений в Положение
6.1. В настоящее Положение могут быть внесены необходимые изменения и (или) дополнения в установленном законодательством порядке.
Тематический план
«Родительского университета»
на 2023/2024 учебный год
Цель: повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.
Задачи:
¾ формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
¾ формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания(формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
¾ обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
¾ организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.
п/п
|
Месяц
|
Мероприятие
|
Категория
|
1
|
Сентябрь
|
Групповая беседа на тему:
1.«Психологическая готовность к школьному обучение». Формирование положительного отношения к школе и направленности на обучение.
2. «Роль семьи в адаптации ребёнка к обучению в школе».
3. «Как Вы можете помочь своему ребёнку учиться в школе».
|
Родители уч-ся 1 класса
|
2
|
Сентябрь
|
Лекторий на тему:
1. «Как сделать ребёнка самостоятельным».
2. «Как Вы можете помочь своему ребёнку учиться в школе».
|
Родители уч-ся 2-4 класса
|
3
|
Сентябрь
|
Консультации на тему:
1. «Как помочь ребёнку преодолеть неуверенность в себе?»
2. «Роль семьи в адаптации ребёнка к обучению в школе».
3. «Как Вы можете помочь своему ребёнку учиться в школе».
|
Родители уч-ся 5 класса
|
|
Октябрь
|
Лекторий на тему:
1. «Интернет-безопасность».
2. «Как Вы можете помочь своему ребёнку учиться в школе».
|
Родители уч-ся 6-8 класса
|
5
|
Октябрь
|
Лекторий на тему:
1. «Проблема одиночества в подростковом возрасте».
2. «Профилактика суицидального поведения детей» Рекомендации родителям.
|
Родители уч-ся 9-11 класса
|
6
|
Ноябрь
|
Лекторий на тему:
1. «Эмоциональное благополучие ребёнка: что это такое?»
2. «Гиперактивность –не приговор».
|
Родители уч-ся 1 класса
|
7
|
Ноябрь
|
Лекторий на тему:
1. «Психологическая безопасность ребёнка».
2. «Почему дети ругаются».
|
Родители уч-ся 2-4 класса
|
8
|
Ноябрь
|
Групповая беседа на тему:
1. «Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте».
|
Родители уч-ся 5 класса
|
9
|
Декабрь
|
Лекторий и рекомендации родителям по профилактике суицидального поведения
|
Родители уч-ся 6-8 класса
|
10
|
Декабрь
|
Лекторий на тему:
1. «Как разрешать конфликты».
|
Родители уч-ся 9-11 класса
|
11
|
Январь
|
Групповая беседа на тему:
1. «Причины снижения учебной мотивации учащихся находящихся в младшем школьном возрасте»
|
Родители уч-ся 1 класса
|
12
|
Февраль
|
Лекторий на тему:
1. «Если ребёнок не хочет учиться».
2. «Почему дети лгут».
|
Родители уч-ся 2-4 класса
|
13
|
Февраль
|
Круглый стол на тему:
1. «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребёнка».
|
Родители уч-ся 5 класса
|
14
|
Март
|
Лекторий на тему:
1. «Причины и способы борьбы с подростковой неуверенностью».
|
Родители уч-ся 6-8 класса
|
15
|
Март
|
Лекторий на тему:
1. «Психологическая поддержка выпускников». Рекомендации родителям.
2. «Как уберечь детей от наркотиков».
|
Родители уч-ся 9-11 класса
|
16
|
Апрель
|
Занятие с элементами тренинга на тему:
1. «Развитие памяти и внимания у детей младшего школьного возраста».
|
Родители уч-ся 1 класса
|
17
|
Апрель
|
Лекторий на тему:
1. «Воспитание нравственности в семье».
|
Родители уч-ся 2-4 класса
|
18
|
Май
|
Лекторий на тему:
1.«Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения».
|
Родители уч-ся 5 класса
|
19
|
Май
|
Круглый стол на тему:
1. «Особенности общения с подростком».
|
Родители уч-ся 6-8 класса
|
20
|
Май
|
Детско-родительский тренинг как средство профессионального самоопределения подростков
|
Родители уч-ся 9-11 класса
|
21
|
В течение учебного года
|
Консультации по графику
|
Родители уч-ся 1-11 класса
|
22
|
В течение учебного года
|
Просвещение родителей (размещение информационных материалов на стендах, интернет сайте школы)
|
Родители уч-ся 1-11 класса
|
23
|
В течение учебного года
|
Консультирование по результатам проведённых диагностик
|
Родители уч-ся 1-11 класса
|
Педагог- психолог М.П.Бойко