Охрана детства - Песковская СШ
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Охрана детства

Охрана детства

Материал по теме, размещенный на сайте отдела образования, спорта и туризма Кобринского районного исполнительного комитета, можно посмотреть по ссылке Охрана детства

Национальные стандарты охраны детства в Республике Беларусь: Конституция Республики Беларусь, Закон о правах ребенка, Кодекс Республике Беларусь о браке и семье и др .

Важнейшей политической, социально-экономической задачей РБ является гарантия защиты государством и обществом детства, семьи и материнства. В кодексе "о браке и семье" в 1999г. впервые был заключен раздел охраны детства, посвященный социальным и материальным правам несовершеннолетних.

В соответствии с ч.2 и ч.3 ст.1 закона от 19 ноября 1993г. «о правах ребенка» ребенок – это физическое лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия) если по закону оно ранее не приобрело гражданскую дееспособность в полном объеме. В ст.179 кодекса "о браке и семье" определено, что несовершеннолетним считается лицо, с момента рождения до достижения им 18 лет. Ребенок до достижения им 14 лет считается малолетним и признается недееспособным. Несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет считается подростком и приобретает частичную дееспособность. Несовершеннолетние, достигшие 16 лет может быть объявлен полностью дееспособным, т.е. эмансипированным.

Государство гарантирует защиту прав ребенка как до, так и после рождения. В соответствии с конвенцией о правах ребенка государство уважает и обеспечивает охрану неприкосновенности ребенка, осуществляет его защиту от всех видов эксплуатации, физического и психического насилия, жестокого, грубого или оскорбительного обращения, сексуальной эксплуатации и сексуального совращения, от вовлечения в преступную деятельность, приобщения к алкоголю, употребления наркотических средств и психотропных веществ, принуждения к занятию проституцией, попрошайничеству, азартным играм. В соответствии с 182 кодекса "о браке и семье" все дети имеют равные права, независимо от происхождения, расовой, национальной и гражданской принадлежности, социального и имущественного положения, пола, языка, образования, отношения к религии, места жительства, состояния здоровья.

Основной задачей органа охраны детства является:

1) защита прав и интересов детей, защита прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей

2) социально-педагогическая и психологическая помощь детям-инвалидам, детям с недостатками умственного или физического развития, детям, оставшимся в неблагоприятных условиях

3) осуществление представительства по защите прав и интересов детей

Социальные права детей   согласно кодекса  "о браке и семье":

право на жизнь в семье (ст.185)

право на образование и труд (186)

право на отдых и досуг (187)

право на свободу личности (188)

право на защиту (189)

 ст.6 конвенции «о правах ребенка» и ст.4 закона «о правах ребенка» предусматривают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства-участники конвенции обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка. Родители и другие лица, воспитывающие ребенка несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условия жизни, необходимые для развития ребенка.

Право на образование закреплено в ст. 28 конвенции и ст.49 конституции РБ. Ст.23 закона «о правах ребенка» и ст.2 и 5 закона «об образовании» дети имеют право:

• на равные возможности доступа к национальной системе образования

• на получение бесплатного образования на родном языке

• на выбор учреждения образования и получение образования

• на получение профессии в соответствии со своими склонностями и обязанностями

 государство поощряет развитие таланта и повышения образования. Право на труд закреплено в ст.32 конвенции «о правах ребенка», ст.41 конституции, ст.272-282 трудового кодекса и ст.24 закона «о правах ребенка». По достижении 16 лет несовершеннолетние имеют право на самостоятельную трудовую деятельность.

в ст.30 конвенции, ст.43 конституции, ст.25 закона «о правах ребенка» - каждый ребенок имеет право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях в соответствии с его возрастом, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

Материальные права детей.

Право на материальное обеспечение закреплено в ст. 21 Конституции Республики Беларусь, в ст. 195 Кодекса, в ст. 8 Закона «О правах ребенка». Оно выражается в следующем:

-каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий.

- каждый ребенок, независимо, от того, проживает он совместно с родителями или раздельно, имеет право на такое материальное обеспечение со стороны семьи и государства.

Право на жилище закреплено в ст. 21 Конституции Республики Беларусь. Суть данной правовой нормы сводится к тому, что каждый ребенок имеет право на жилище, по размеру и качеству соответствующие нормам и стандартам, установленным в Республике Беларусь. В настоящее время размер предоставляемого жилья предусмотрен от 15 до 20 кв. метров на одного члена семьи, в том числе и на ребенка.

Основные направления деятельности СППС учреждения образования по охране детства.

СППС в пределах своей компетенции выполняет следующие функции:

- содействие в обеспечении защиты прав и законных интересов обучающихся;

- изучение условий жизни и воспитания обучающихся в семье;

- выявление и учет обучающихся, нуждающихся в социально-педагогической и психологической помощи;

- информирование администрации учреждения образования (иной организации, индивидуального предпринимателя), заинтересованных органов о нарушении прав и законных интересов обучающихся и лицах, его допустивших;

- осуществление профилактической работы по предупреждению социального сиротства, семейного неблагополучия, торговли людьми и насилия в отношении обучающихся;

- участие в формировании у обучающихся навыков здорового образа жизни, безопасного и ответственного поведения;

- изучение индивидуально-психологических особенностей обучающихся, иных участников образовательного процесса, особенностей развития коллективов обучающихся и педагогических работников;

- организация личностно-ориентированной социально-педагогической, психологической и правовой помощи обучающимся, имеющим проблемы в общении, обучении, развитии, социализации;

- участие в разработке и реализации индивидуальных планов защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении;

- участие в разработке и реализации планов защиты прав и законных интересов детей, признанных нуждающимися в государственной защите;

- участие в подготовке обучающихся к самостоятельной и семейной жизни, выполнению социальных ролей гражданина, семьянина;

повышение психологической и правовой культуры участников образовательного процесса;

- оказание социально-педагогической и психологической помощи обучающимся в условиях интегрированного обучения и воспитания;

участие в анализе образовательной деятельности, осуществляемой учреждением образования;

- участие в организации социально значимой деятельности обучающихся, содействие в развитии детских и молодежных инициатив, их творческого потенциала и самодеятельности;

- изучение и обобщение опыта работы по оказанию социально-педагогической и психологической помощи;

- разработка информационно-аналитических материалов по вопросам развития, воспитания, обучения и социализации обучающихся, защиты и охраны детства.