Методическая копилка - Песковская СШ
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Методическая копилка

Мы уверены, что вы хотите

того же, что и мы, добра детям!

 

ü  Хвалите детей за хорошее поведение подобно тому, как вы указываете им на их ошибки и отрицательное поведение. Поощрение закрепит в их сознании представление о правильном действии.

 

ü  Старайтесь похвалить ребенка за любое изменение к лучшему в его поведении, даже если оно весьма незначительно.

 

ü  Помните что, достаточно часто прибегая к поощрению и похвале, вы способствуете развитию у ребенка уверенности в себе.

 

ü  Старайтесь научить ребенка, как исправить неправильный поступок.

 

ü  Очень полезно высказать свое отношение к неподобающему поведению ребенка ясно и недвусмысленно.

 

ü  Разговаривайте с детьми в тоне уважения и сотрудничества.

 

ü  Вовлекайте ребенка в процесс принятия решений.

 

ü  Помните, что вы являетесь для ребенка образцом правильного поведения.

 

ü  Старайтесь избегать пустых угроз.

 

ü  Желательно, чтобы дети имели возможность выразить свое недовольство или даже возмущение, когда они должны подчиниться правилам, которые им не по вкусу.

 

ü  Воздерживайтесь от шлепков, криков, угроз и оскорбительных слов – они могут только усилить в ваших детях неприязнь, ненависть и чувство протеста.

 

ü  Старайтесь не выражать предпочтения одному из детей.

 

ü  Нельзя ожидать от ребенка выполнения того, что он не в состоянии сделать.

 

ü  Воздерживайтесь от заявлений, что ребенок ни к чему не пригоден, от грубостей в стиле «гадкий, злой, бестолковый мальчишка». Оценивайте сам поступок, а не того, кто его совершил.

 

ü  Используйте любую возможность, чтобы высказать ребенку свою любовь.

 

 

Проверьте себя

 

Отношение родителей к ребенку может быть разное: внимательное, боязливое, тщеславное, сердитое, раздраженное или общительное, уравновешенное, уверенное, обнадеживающее... Типы поведения никогда не обнаруживаются в чистом виде, обычно мы имеем бесчисленное множество сочетаний. Создавшаяся в семье система отношений к ребенку называется родительскими установками. Мы предлагаем вам определить (разумеется, упрощенно) свои установки и возможные последствия их для эмоционального развития ребенка.

 

Последствия в

развитии ребенка

Чувство безо­пасности, нор­мальное разви­тие личности

Агрессивность, замкнутость, замедление эмоционального развития

Подавленные желания, неуве­ренность в себе, страх

Замедление со­циализации, неспособность проявить само­стоятельность, инфантильность

Способ обра­щения

с детьми

Ласковое обра­щение, непри­нужденная игра с ребенком

Отчуждение, избегание кон­тактов, жесткие поступки

Никогда не хва­лит, отсутствует система поощ­рений, «ищет дырку в целом», часто ругает

Торопливость, чрезмерное

подстраивание под настроение ре­бенка, ограни­чение его самостоятельности

Словесная

характеристика

«Ребенок - центр всех моих интересов»

«Ненавижу де­тей». «Не стану из-за них рас­страиваться

«Не хочу иметь такого ребенка, как есть. Мож­но было бы сменить на лучшего»

«Делаю все для ребенка, всего себя, посвящая ему»

Типы

установок

Благосклон­ность, доброжелательность и любовь

Явное отчужде­ние

Чрезмерная требователь­ность (макси­мализм)

Чрезмерная опека

 

 

 

«Проблема одиночества в подростковом возрасте»

Цель: изучение причин подросткового возраста, способы взаимодействия с подростками

Подростковый возраст – это самый сложный с психологической точки зрения этап превращения ребенка во взрослого человека. Именно с этим возрастом связаны большие перемены в жизни: подросток сталкивается с физическими изменениями своего тела, начинает испытывать новые для него ощущения, а также переосмысливает свои увлечения прошлых лет, начинает задумываться о взрослой жизни. Наиболее частая проблема, с которой сталкиваются родители в это время – это одиночество подростка.

Причины подросткового одиночества.

Причин, по которым подросток может чувствовать себя одиноким, существует множество, однако наиболее часто встречаются следующие: сложные отношения в семье, трудности в общении со сверстниками, первые любовные и сексуальные переживания.

Когда между матерью и отцом не все в порядке, или они слишком заняты собственной жизнью, подросток чувствует себя одиноким в кругу семьи, не находит понимания у взрослых и ощущает нехватку родительской любви. Особенно остро такое одиночество воспринимается именно в подростковом возрасте, поскольку в это время с ребенком происходят ощутимые изменения в физическом и психологическом плане, и ему требуется с кем-то об этом говорить. Подойти к родителям и прямо задать им интересующий вопрос способны далеко не все дети, а если мать с отцом все свое внимание уделяют решению своих личных проблем, подросток начинает чувствовать себя в семье лишним, ненужным. Все это может привести к тяжелой депрессии.

Одиночество среди сверстников часто ощущают подростки, которые имеют какие-либо комплексы в отношении себя, либо не могущие найти общие интересы со своими ровесниками. Подросткам как мужского, так и женского пола порой трудно привыкнуть к физиологическим изменениям своего тела – отсюда и появляются различные комплексы. Девочки часто переживают из-за полноты, выскочивших прыщей, внезапно округлившейся груди и первых менструаций, особенно если их развитие идет более быстрым или наоборот медленным темпом, чем у большинства сверстников. Мальчики переживают из-за недостаточно высокого роста, угревой сыпи, изменения голоса. У подростков, которые не могут найти общих интересов со своими ровесниками, часто возникают депрессивные мысли, поскольку они отчаянно хотят найти близкого друга, с которым можно будет делиться любыми проблемами, а в ответ получают лишь непонимание.

Первые любовные и сексуальные переживания, испытываемые подростками, часто приводят к одиночеству и замкнутости в себе. Мальчик или девочка стесняются с кем-либо разговаривать о том, что с ними происходит, считая это чем-то стыдным, и боятся того, что кто-то может узнать об их секрете – влюбленности или сексуальном желании. Это часто приводит к тревожности и депрессии.

Что делать родителям?

Родителям в этот непростой период необходимо как можно больше внимания уделять своему ребенку, обращая внимание на все изменения в его поведении. Если подросток сам хочет о чем-то спросить или поделиться своими переживаниями, ни в коем случае нельзя отмахиваться от него, даже в случае сильной занятости, потому что ребенок, получивший отказ, в большинстве случаев больше не захочет поднимать начатую тему, считая, что родителям нет до него дела. Важно внимательно выслушать подростка и постараться ему помочь. Даже если ситуация, которая его волнует, кажется смешной или пустяковой, нельзя говорить об этом ребенку, иначе он может замкнуться в себе, поэтому важно показать, что вы его понимаете и искренне хотите помочь.

Во время разговора с ребенком не стоит задавать ему неудобные вопросы, о которых он не говорит прямо – лучше позволить ему самостоятельно направлять ход беседы. Отвечать на все вопросы всегда нужно честно, ничего не скрывая. Если ребенок замкнулся в себе и ни о чем не рассказывает, стоит дождаться подходящего моменты и начать разговор с ним – быть может, он просто боится того, что его не поймут.

Задача родителей – помочь ребенку понять и принять все изменения, которые с ним происходят, показать ему его ошибки и научить избегать их в будущем, но делать это максимально ненавязчиво. Именно в подростковом возрасте ребенку особенно нужна родительская поддержка и понимание, и об этом нельзя забывать.

Что же значит – разделить с подростком его одиночество?

Во-первых, это означает дать подростку возможность рассказать о своем одиночестве, то есть создать атмосферу доверия, понимания и безопасности (как физической, так и психологической), в которой подросток захочет и сможет раскрыть свой внутренний мир, обнажить свою боль.

Во-вторых, это означает понять и принять его чувства без осуждения, без оценки, без поучения, но с искренним уважением и признанием ценности и значимости как самого подростка, так и его переживаний, вне зависимости от его личностных качеств и репутации. Опыт подобного общения, насыщенного душевной теплотой и искренностью, основанного на доверии, понимании, принятии, эмпатии, с использованием приема опережающей похвалы, с одной стороны, дает подростку ощущение безопасности, а с другой – повышает доверие к себе, формирует готовность к самостоятельному изменению себя и своей жизненной ситуации, делает его открытым к получению нового опыта. Позитивный опыт общения с другим человеком может стать основой для развития у подростка положительного отношения к себе, повышения его самооценки и уверенности в своих силах и возможностях.

Переживание каждого человека уникально, поэтому приведенные рекомендации – это скорее указание общих направлений в совместном с подростком поиске выхода, тогда как способы и средства в каждой ситуации будут разными. Главное верить в то, что выход всегда есть.

Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте»

 

Цель: изучение видов мотивации, причины снижения внутренней мотивации у подростков. Общие рекомендации родителям по повышению уровня школьной мотивации.

 

Мотивация- это побуждения, вызывающие активность, определяющие направленность личности. Поведение человека всегда мотивировано. Это может быть упорная творческая работа, с воодушевлением, энтузиазмом, а может быть уклонение от неё «в знак протеста». Поведение может иметь любые другие формы проявления. Всегда следует искать мотив поведения. Мотивировать учащихся - значит затронуть их важнейшие интересы, дать им шанс реализоваться в процессе деятельности.

Мотивы могут быть познавательными, если они связаны с содержанием учения, и социальными, если связаны с общением учеников друг с другом и учителями. Рассматривая мотивационную сферу) применительно к учению, необходимо учитывать иерархичность её строения. Так. в неё входят: потребность в учении, смысл учения, мотив учения, цель, эмоции, отношение и интерес.

Мотивы могут быть познавательными, если они связаны с содержанием учения, и социальными, если связаны с общением учеников друг с другом и учителями. Рассматривая мотивационную сферу применительно к учению, необходимо учитывать иерархичность её строения. Так, в неё входят: потребность в учении, смысл учения, мотив учения, цель, эмоции, отношение и интерес.

Мотивация учения может быть положительная, нейтральная, негативная. Положительная мотивация – стремление к знаниям, желание получить хорошую отметку, заслужить благодарность, подражание положительным идеалам и т. д.

Нейтральных к обучению мотивов может быть достаточно много (желание получить одобрение или обещанный подарок родителями...) Задача учителя заключается в том,   чтобы знать эти мотивы, воздействовать на них, стремясь сделать положительными, помогающими учебной деятельности.

Негативные мотивы – отсутствие желания учиться, неумение учиться, неумение организовывать свой учебный труд, недостаточные знания, недисциплинированность, отрицательное влияние товарищей, неблагополучная семейная обстановка.

         Учебная  мотивация характеризуется специфическими особенностями на разных этапах развития ребенка. Анализ особенностей мотивации учения у школьников разных возрастов обнаружил закономерный ход изменений мотивов учения с возрастом.

 Причины снижения внутренней мотивации у подростков:

 1. У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.

2. Отношение ученика к учителю.

3. Отношение учителя к ученику.

4. У девочек 7-8 класса снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания.

5. Личная значимость предмета.

6. Умственное развитие ученика.

7. Продуктивность учебной деятельности.

8. Непонимание цели учения.

 9. Страх перед школой.

 

Ряд обстоятельств может объяснить снижение интереса к учению у учащихся средней школы.

1)     Подросток тяготеет к активной деятельности, делающей его в своих глазах взрослым, сопровождающейся положительными эмоциями самоуважения, которые столь необходимы для формирующейся личности.

Но такие виды деятельности бывают мало представлены в школе, способам их выполнения не всегда учат. Возможность утверждать себя подросток ищет – и находит - во внешних видах деятельности, которые становятся более привлекательными для него, чем школьные занятия.

2)     Наконец, отношение подростка к учению, никогда не выступает в «чистом виде», оно всегда преломляется через его сложные отношения с взрослыми и сверстниками.

3)     Бурно развивающееся стремление подростка к самостоятельности и взрослости особенно остро не удовлетворяется в тех случаях, если:

v учителя средней школы используют преимущественно традиционные методы сообщающегося обучения;

v когда преобладает традиционная структура урока (опрос, объяснение нового материала, закрепление, задание не дом);

v когда универсальной формой изложения нового материала является его изложение в «готовом виде»;

v изучение нового материала приходится нередко на вторую половину урока и происходит поэтому при сниженной работоспособности учеников;

v как основной вид контроля – система случайных вызовов к доске;

v требования, предъявляемые учителем к ученику, не всегда понятны, стабильны, соответствуют уровню их обученности, возрастным и психологическим особенностям учащихся.

4)     Подростков не удовлетворяет роль пассивных слушателей на уроке, им не интересно записывать под диктовку учителя или списывать с доски. Они не склонны, как ученики начальных классов, слушать подробные объяснения учителя, а ждут новых форм знакомства с новым материалом, в которых были бы реализованы их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности. Подростки стремятся иметь свою точку зрения и высказывать её на уроке, любят, когда учитель апеллирует к их интеллектуальным возможностям, их привлекает более сложный учебный материал. Чем старше подросток, тем больше он тяготеет к осознанию своих учебных действий, к пониманию их последовательности, к планированию их и, в конечном счёте, к управлению ими.

5)     Таким образом, в подростковом возрасте имеются благоприятные условия для формирования саморегуляции в учебной деятельности: общая широкая активность детей этого возраста, готовность их включиться в разные виды деятельности, стремление к взрослым формам учения. Однако эти условия недостаточно используются, не всегда учителя умеют организовать формирование способов самостоятельной учебной работы и на этой основе - способов саморегуляции. У подростков вызывает неудовлетворенность то обстоятельство, что в школе он не пополняет опыт самостоятельной познавательной деятельности, что его не всегда учат тем приёмам, с необходимостью которых он чаще всего сталкивается на практике.

6)     И ещё одна из причин снижения интереса к школе - подросток не всегда получает здесь возможность самоутверждения.

 

 

Общие рекомендации родителям по повышению уровня школьной мотивации.

* проведите с ребенком беседу о школе. Эту беседу Вы можете провести с ребенком сами, когда вместе играете или гуляете. Главное, чтобы настроение ребенка было хорошим, а Ваше с ним общение непринужденным. Примерные вопросы беседы: Ты хочешь идти/ходить в школу? Почему ты хочешь-не хочешь идти/ходить в школу? Как ты готовишься к школе? Нравится тебе в школе? Что тебе нравится в школе? (Предварительно спросить, был ли ребенок уже в школе.) Если бы тебе не нужно было ходить в школу и детсад, чем бы ты занимался дома, как проводил бы свой день. И тд.

*Расспрашивайте его о том, как прошел учебный день, что нового и интересного узнал ваш ребенок.

* поддерживать своего ребенка независимо от его социального статуса в группе;

* организовывать совместную деятельность, которая дает возможность ребенку побывать в разных социальных ролях;

* использовать во взаимодействии ребенком положительный опыт ;

* создавать условия для возможности показать себя в выгодном свете, показать свою полезность для других;

* осуществлять постоянную связь с педагогами;

 

«Как сделать ребёнка самостоятельным»

Цель: изучение способов «внедрения самостоятельности» в жизнь ребёнка

  • Услышав просьбу о помощи, не стоит сразу все выполнять. Здесь главное слово «Когда просит», потому что родители любят помогать во всем и всегда. Оцените, что не выходит. Подсказать, показать и попросить также повторить. Не получилось — пробовать еще раз, получилось — похвалить. Не выходит конечное действие — пусть начнет сам, а потом вместе закончите. И так каждый раз, пока все не получится.
  • Предлагайте малышу делать выбор, например в какую игру поиграть, в «Прятки» или «Догонялки». Сначала предлагать две позиции, но чем старше становится ребенок, тем больше позиций для выбора.
  • Спрашивать совета у малыша в тех вопросах которые его касаются напрямую. Например: «Что мне сегодня приготовить на обед»
  • Приглашать к обсуждению семейных дел, конечно учитывая возраст.
  • Позволяйте совершать ошибки, не спешите на помощь если у ребенка что- то на получается, не перехватывайте инициативу в том чем он занимается.
  • Переубеждая малыша в чем либо приводите такие доводы, чтобы он с ними согласился.
  • Вовлекайте в домашние дела, давая небольшие поручения, при необходимости снабжая их инструкциями.
  • Формируйте навыки выполнения действий необходимых действий для самообслуживания, выполнения поручений и обязанностей по дому.
  • Невозможность в достижении результата в чем либо, не должно становиться отказом от задуманного. Актуальность воспитания настойчивости и упорства, один из главных вопросов по теме; «Почему ребенок не самостоятельный». Объясняйте малышу, что все дела надо доводить до конца и нельзя бросать начатое.
  • Не забывайте похвалить ребенка, когда он сделает что -то сам, это будет служить дополнительной мотивацией при приучении к самостоятельности.

Даже к маленькому ребенку относитесь серьезно, как ко взрослому, полноправному члену семьи, и, обсуждая что-то, не забывайте спросить о его мнении - это не только повышает самооценку, но и позволяет ребенку понять, что его решения - так же важны, как и решения взрослых.

Не стесняйтесь привлекать ребенка к домашним заботам, аргументируйте это тем, что «сами не справитесь», поощряйте его желание помочь, пусть даже по мелочи. Тогда в будущем, когда помощь вам будет действительно необходима, ваш ребенок никогда вам не откажет

 

 

КАК ПОМОЧЬ НЕУВЕРЕННОМУ В СЕБЕ РЕБЕНКУ?

 

Цель:изучение причин детской неуверенности, изучение способов преодоления детской неуверенности.

Уверенность в себе – это важное качество для ребенка, которое указывает на то, что он ценит себя, отвечает за свои поступки, готов справиться с жизненными проблемами. Развитие уверенности у малыша необходимо начинать в раннем возрасте. Эта черта личности продолжает развиваться на протяжении всей жизни. Уверенным может стать любой ребенок независимо от пола и возраста.

 

ПРИЧИНЫ ДЕТСКОЙ НЕУВЕРЕННОСТИ:

 

 Неуверенные застенчивые дети вырастают именно такими из-за факторов, берущих свое начало из семьи и поведения близких людей. 

Значимые причины неуверенности ребенка в своих силах следующие: 

1. Недостаток любви со стороны близких ему людей. 

2. Запугивание детей ради их послушания. 

3. Частое переживание страха ребенком. 

4. Неуверенность в себе со стороны родителей. 

5. Неправильные методы воспитания. Выбор неподходящей стратегии и подхода к воспитанию малыша без учета его темперамента, особенностей характера приводят к утрате уверенности в собственных силах. 

6. Постоянное выполнение малышом непосильных задач.

 

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ – УВЕРЕН В СЕБЯ ВАШ РЕБЕНОК ИЛИ НЕТ?

 

Чтобы узнать, уверен ли ваш ребенок в себе, понаблюдайте за ним и выполните задание. Определите, какие из перечисленных качеств соответствуют вашему малышу: 

1. Тихая речь. 

2. Ребенок не смотрит в глаза собеседнику. 

3. Кроха при волнении грызет ногти, сосет палец, одергивает одежду, облизывает губы.

4. Избегает ответов на вопрос взрослого. 

5. Не доверяет людям. 

6. Часто сердится на посторонних. 

7. Бывает агрессивным.

8. Переживает, что не справится с заданием взрослого. 

9. Не выполняет правил поведения.

10. Для него характерны страхи. 

11. Боится трудностей.

12. Паникует перед выполнением новых дел.

13. Не имеет собственного мнения.

14. Испытывает затруднения при знакомстве с новыми людьми. 

15. Сутулится.

16. Рисует мелкие фигуры, использует штриховку. 

Если вы выявили 5 – 6 и более признаков, то вашего ребенка можно считать недостаточно уверенным в своих силах.

 

 

ЗАПРЕЩЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ:

 

  • Сравнение с другими детьми.
  • Излишняя похвала.
  • Подавление инициативы.
  • Постоянная критика.
  • Частые наказания.
  • Осуждение выбора друзей младшего возраста.
  • Создание для малыша неловких ситуаций.
  • Отсутствие условий для детских ошибок.
  • Говорить плохо о своем ребенке.
  •  

КАК ВОСПИТАТЬ УСПЕШНОГО В СОЦИУМЕ РЕБЕНКА?

1. Если хотите что-либо изменить в ребенке - начинайте с себя. Помните, дети копируют родителей.

2. Хвалите ребенка за успехи и не ругайте за неудачи. 

3. Говорите малышу, что полезно, а не о том, что нельзя делать.

4. Составляйте с ребенком короткие формулы внушения типа: «Я лучший», «Я успешный».

5. Учите заменять негативные мысли позитивными. Если малыш не умеет красиво петь, скажите ему: «Зато ты отлично рисуешь!».

6. Чаще говорите крохе, как вы его любите, что вы в него верите.

7. Поддерживайте все начинания ребенка, даже если они покажутся вам странными.

8. Старайтесь всегда быть объективными по отношению к разным поступкам своего ребенка. 

Родитель должен дать понять своей детке, что тот любимый и неповторимый. В первую очередь нужно ощущение защищенности, надежности, крепости или крыла под которым можно спрятаться. Маленькому ребенку это нужнее всего, чем старше он становится, тем больше стесняется или нуждается в родительской опеке. Но тот факт, что есть настоящий дом, гнездо, обитель, где тебя примут и поймут, греет душу не только любому ребенку, но и взрослому.

Поэтому, главное, что дает уверенность даже в самой паршивой ситуации любому – это ощущение, что хоть кто-то принимает тебя таким, каков ты есть на самом деле. Малышу нужно напоминать, что мама любит не хорошего или успешного сыночка или дочку, а всякого, любого. 

Уверенность совместно с активной деятельностью приводят к жизненному успеху. Воспитывайте успешных детей, начиная с себя и работы над собой!