Половое воспитание и сексуальное развитие детей - Песковская СШ
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Половое воспитание и сексуальное развитие детей

 

ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ И СЕКСУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

 

ЦЕЛЬ: повышение психологической культуры педагогов и родителей.

 

По мнению В.Е.Кагана, содержание полового воспитания составляет все то,что воспитывает здоровую и целостную личность мужчины и женщины, способных адекватно осознавать и переживать свои физиологические и психологические особенности в соответствии с существующими в обществе социальными и нравственными нормами и благодаря этому устанавливать оптимальные отношения с людьми своего и противоположного пола во всех сферах жизни.

Существует необходимость наполнить конкретным содержанием такие понятия, как «сексуальность» и «половая жизнь». Речь идет не об игре слов, а о тщательной научной отработке понятий. Такая процедура нужна как для отделения действительных проблем от мнимых, так и для выбора принципов, позволяющих продуктивно решать задачи, реально возникающие в ходе развития сексуальности ребенка.

Многие современные родители считают, что половая жизнь человека начинается лишь тогда, когда в спальне впервые гаснет свет. Подобные заблуждения имеют место в отношении сексуальности ребенка: в родительской среде превалирует мнение, будто появление сексуальности обусловлено пубертатом, т.е. половым созреванием. Такие представления настолько удобны для взрослых (позволяют им длительное время пребывать в состоянии бездеятельного благодушия), настолько же чреваты негармоничным развитием сексуальности ребенка.

Начиная с младенчества и вплоть до младшего школьного возраста (до 6 лет) ребенок решает весьма важную для себя задачу – задачу формирования полового самосознания. Он учится осуществлять половую типизацию, т.е. классифицировать людей по половому признаку. Первым в этом списке человечества является сам малыш. Кто он: мальчик или девочка? Пол – это временн6о или навсегда? Каково решающее отличие, которое делит всех людей на две половины и заставляет самого себя относить к одной из них?

Сексуальность человека претерпевает развитие на протяжении всей жизни – от рождения и до смерти. В этом процессе можно выделить цепь закономерно следующих один за другим этапов (периодов), детерминированных самим происхождением человека, т.е. являющихся данностью:

  • Парапубертатный период (до 6 лет) – формирование полового самосознания;
  • Предубертатный (6-13 лет) – формирование полоролевого поведения;
  • Пубертатный (13 - 17-18 лет) – формирование сексуальной направленности;
  • Переходный (17-26 лет) – крайне нестабильные сексуальные отношения, чередование периодов бурной сексуальной активности с периодами длительных сексуальных воздержаний.
  • Период зрелой сексуальности (после 26 лет) – регулярная половая близость с постоянным партнером;
  • Инволюционный период (около 55 лет) – постепенное снижение сексуальной активности.

Решая задачу формирования полового самопознания, ребенок закладывает базис для собственного сексуального здоровья и гармоничных сексуальных отношений в будущем. Несмотря на кажущуюся простоту этой задачи, процесс формирования полового самопознания является для него делом сложным, запутанным и требующим времени.

Уже к полутора годам малыш имеет представление о существовании двух полов и умеет правильно относить себя к одному из них. Однако такое представление имеет интуитивный характер, и должно пройти еще около полутора лет, прежде чем он начнет находить критерии для половой типизации.

Первым таким критерием становится внешность человека. Из собственных наблюдений и разъяснений взрослых ребенок в три года уже знает, что девочки носят платьица и бантики, заплетают длинные волосы вы косички. Мальчики же носят штанишки и коротко стригутся. Кроме того, мальчики играют в машинки, а девочки – с куклами. Все эти внешние атрибуты варьируют от культуры к культуре, но в любой из них они строго фиксированы. В возрасте трех-четырех лет дети уже осведомлены и о генитальных различиях между полами, хотя и не придают им решающего значения.

Такое положение вещей обуславливает возникновение весьма интересного феномена: ребенок данного возраста какое-то время считает пол обратимым признаком. Он допускает возможность перемены пола. С его точки зрения, можно заснуть мальчиком, а проснуться девочкой.

Постепенно дети приобретают понимание того, что пол является необратимым атрибутом человека и что определяющим фактором здесь выступает строение тела. Этому пониманию способствует несколько процессов. Во-первых, «исследовательская» деятельность малыша, направленная на изучение собственного тела. К началу дошкольного возраста им уже в достаточной степени изучены руки, ноги, голова. Наибольший интерес начинают представлять половые органы. Частично он реализуется посредством игры.

Наиболее приемлемой для исследования является игра в доктора, при которой дети, моделируя медосмотр, изучают гениталии у «пациента». Это детское развлечение не понаслышке знакомо родителям, и многие дети получили за него существенную взбучку. Между тем эта игра и «приобрела» такую известность, поскольку она – типичное проявление развивающейся сексуальности ребенка в парапубертатном периоде.

Агрессия со стороны родителей часто вызывают и другие проявления детской сексуальности. Имеется в виду ранняя допубертатная мастурбация. Исследуя гениталии, ребенок, как правило, обращает внимание на то, что трогая их, можно добиться специфических приятных ощущений. Однако эти ощущения никак не связаны с сексуальным влечением и не являются проявлением «испорченности» ребенка или симптомом преждевременного полового созревания.

Детская мастурбация –это вариант нормы. Одной из особенностей, свидетельствующей в пользу физиологичности мастурбации, является транзиторность. Ознакомившись с новой возможностью собственного организма, ребенок вскоре переключается на получение удовольствия от более для него значимых источников, имеющих более понятное происхождение и личностно окрашенный характер (удовольствие от общения и взаимодействия с родителями).

Существует две основные причины, из-за которых дети могут зафиксироваться на мастурбации, придавая ей таким образом навязчивый, болезненный характер:

  • Недополучение ребенком родительского внимания, заботы и тепла в должном объеме. Речь идет о том, что для малыша удовольствие от интимно-личностного общения с мамой и папой несравненно более значимо, чем удовольствие от мастурбации, и если у него есть выбор, то он несомненно будет сделан в пользу общения и взаимодействия с родителями.
  • Неадекватная родительская реакция. Заметив, что ребенок занимается, с их точки зрения, «непотребством», взрослые склонны проявлять либо агрессия по отношению к своему ребенку (наказание), либо приступают к длительным и навязчивым увещеванием. Очевидно, что обе эти реакции лишь способствуют фиксации интереса ребенка на вновь открытых им приятных ощущениях, связанных с воздействием на половые органы.

Существует еще одно проявление развивающейся детской сексуальной парапубертатного периода, которое доставляет беспокойство взрослым. Окончание этого периода (возраст 5-7 лет) в сексологии называют возрастом условной сексуальности. Он характеризуется тем, что исследовательские интересы ребенка перемещаются от изучения собственных гениталий к изучению сексуальных отношений людей вообще. Результатом является активный поиск дошкольником любой информации, касающейся интимной стороны жизни людей. При этом научно-популярная литература, порнографическая продукция и подглядывание за родителями информативны для него в равной степени.

Какой должна быть позиция родителей? Не потакая рассматриванию ребеноком плакатов эротического содержания, они в то же время должны представлять, что интерес дошкольника к сексуальной жизни людей – это этап становления его сексуальности. Окончание данного этапа вносит коррективы и в игровую деятельность детей – онпи начинают предпочитать раздельнополые игры.

Игры и занятия мальчиков подчеркнуто маскулинны: война, спорт. они засматриваются кинопродукцией, герои которой – супермены. Эти герои часто становятся образцами для подражания. Нередко мальчики перенимают почерпнутые у этих героев образцы грубой мужественности: курение, особая походка, сленг и т.д.

Девочки в данном возрасте заводят первые тетрадки, в которые записывают лирические песенки и стихи, вникают в «женские» дела.

Такая смена игровых предпочтений вполне объяснима, поскольку с началом препубертатного периода развития сексуальности возникает новая задача – освоение мужской либо женской половой роли, характерной для данного общества. Под половой ролью следует понимать некоторую систему предписаний, модель поведения, которой должен соответствовать индивид, чтобы его признавали мужчиной или женщиной.

У девочек младшего школьного возраста возникает особая потребность в эмоционаной близости с матерью. Мать становится образцом для подражания: в манере общения с домочадцами, в способах выполнения домашних работ, в особенностях взаимодействия с окружающими.

Таким образом, этот внешне спокойный период развития детской сексуальности сопровождается напряженнейшей внутренней работой ребенка, в которой взрослому отводится важное место. Это обязывает родителей прикладывать немало усилий, чтобы соответствовать той полоролевой модели поведения, которую они хотели бы привить своему ребенку. Если у взрослого расходятся слово и дело, если у него не хватает желания и сил соответствовать своему слову, младшеклассник скорее всего будет ориентироваться на дело.

Взрослым очень важно знать периоды развития сексуальности детей, чтобы быть соучастниками этого развития, а не наблюдателем, чтобы неукоснительно соблюдать основной его принцип: сексуальное развитие ребенка нельзя ни искусственно тормозить, ни искусственно стимулировать.

 

 

Литература:

  1. Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. М., 1991.
  2. Кон И.С. Введение в сексологию. М., 1991.
  3. Мейл П. Откуда я взялся? Мн., 1991.
  4. Петрище И.П. О половом воспитании детей и подростков. Мн., 1990.

 


Рекомендации:

  • Обязательно отвечать на вопросы ребенка, так или иначе затрагивающие сферы интимных отношений человека. Если родители не готовы к этому, то можно объяснить несколько позже, но сделать это надо непременно. В противном случае ребенок все равно найдет ответ на интересующий его вопрос, однако источник информации может оказаться, мягко говоря, неадекватным. Если же родители предпочитают уклоняться от ответов на вопросы своего малыша, они постепенно теряют авторитет, и сами создают таким образом барьер в общении с собственным ребенком. И чем старше становится ребенок, тем более серьезный характер приобретают проблемы внутрисемейного общения.
  • Отвечая на вопросы ребенка, не следует прибегать к «невинному» обману ( о капусте, об аистах и прочих «способах происхождения детей»), а максимально придерживаться истины; когда обман вскрывается, ребенок бывает крайне разочарован, у него закрадывается первое недоверие к родителям.

Истина, которую требуют дети, как правило, очень поверхностна, если внимательно вслушаться в их вопросы, то оказывается, их вовсе не интересует техника полового акта или последовательность родов. Ответ на вопрос «Откуда я взялся?» может ограничиться фразой о том, что малыша родила мама. Отсюда еще одна рекомендация: необходимо внимательно вслушиваться в вопрос и отвечать лишь по поводу того, что интересует ребенка.

  • Отвечать на вопросы детей необходимо доступным для понимания языком. В этом смысле недопустимы выражения «После овуляции яйцеклетка попадает…» и т.п. Непонятный ответ означает для ребенка практически то же, что и его полное отсутствие.

Оптимальной для предотвращения тягостных переживаний в будущем подростковом возрасте будет заблаговременная беседа родителя с ребенком о возможных изменениях в их жизни, связанных с предстоящим пубертатом.

  • Не наказывайте детей за те проявления развивающейся детской сексуальности (подглядывание, мастурбация), которые родители крайне не нравятся, но при этом являются вариантом нормы.

Наказание тормозит нормальный ход развития сексуальности ребенка. Ведь наказание в данном случае означает постыдность и «греховность» всего, что связано с генитальной сферой человека. Более того, здесь существует серьезная угроза девиантного (отклоняющего от обычного направления) развития сексуальности. Если ребенка, например, наказывают за занятием мастурбацией, то с ранних лет жизни у него формируется впечатление о связи имеющего генитального происхождение удовольствия с болью и унижением. Подобные ассоциации – явная предпосылка к возникновению мазохистских наклонностей.

  • Не следует «бежать» впереди развития сексуальности у детей. Столкнувшись с исследовательской деятельностью ребенка в отношении генитальных различий, родители иногда спешат просветить его относительно всех тонкостей, происходящих в их спальне. Не разобравшись в объеме детских интересов, взрослые, таким образом, привносят в сознание ребенка переживание о существовании некого сладострастного подтекста в его сексуальных отношениях. Преждевременное появление подобных переживаний в психической реальности человека (их реальное время наступает в конце препубертатного периода) приводит к несоответствию в развитии биологических и психологических особенностей его сексуальности.
  • Помнить, что из окружающих ребенка взрослых большую лепту в создание условий для гармоничного развития его сексуальности способны внести те, кто более значим (обладает авторитетом) и близок к ребенку, т.е. эмоционально привязан и имеет возможность проводить с ним много времени. В большинстве случаев наибольшим влиянием на ход обсуждаемого процесса обладают родители. Следующими по значимости выступают педагоги. Все остальные частные специалисты в этом смысле весьма ограничены в своих возможностях.
  • Помнить, что спокойная, взвешенная, обдуманная и доброжелательная позиция, подразумевающая диалог с ребенком, - это оптимальная позиция родителя, из которой он должен исходить, если действительно заботиться о сексуальном здоровье своего любимого ребенка.