Подростки:проблемы и пути решения - Песковская СШ
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Подростки:проблемы и пути решения

Практические приемы взаимодействия родителей со своими детьми"

 

Зачастую, ребёнок попадает в различные конфликтные ситуации, родитель должен уметь правильно реагировать на последствия. Рассмотрим несколько ситуаций, в которые часто попадают дети и способы разрешения этих ситуаций:

Каждый день забываю дневник. Помогите!

Предполагаемые выходы из проблемной ситуации.

  • Приучите ребёнка соблюдать режим дня
  • Во время сбора портфеля не сидите у него “над душой”. Дайте ребёнку возможность проявить самостоятельность.
  • Непринужденно вместе с ребёнком проверьте наличие собранных учебных предметов
  • Выработайте единую систему контроля над подготовкой к следующему учебному дню.

Учусь на двойки. Стараюсь, но ничего не получается. Помогите!

  • Правило первое: не бей лежачего. “Двойка” —   достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки, и дома от родителей он: ждёт спокойной помощи, а не новых попрёков.
  • Спокойно разобраться в ситуации.
  • Чтобы избавить ребёнка от недостатков замечайте не более одного в минуту. Знайте меру. Иначе ваш ребёнок просто отключиться, станет нечувствителен к вашим оценкам. Выберите из множества недостатков ребёнка только тот, который хотите ликвидировать в первую очередь, и говорите только о нём. Остальные будут преодолены позже.
  • Посоветуйтесь с ребёнком и начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Если вас беспокоит техника чтения, не требуйте от ребёнка одновременно и выразительности, и пересказа.
  • Критиковать – исполнение, хвалить – исполнителя (Ребёнок обычно считает, что оценивают всю его личность. Родители должны ему помочь отделить оценку его личности от оценки его работы).
  • Положительная оценка должна относиться к ученику, который стал чуточку более знающим и умелым. Но при такой персональной похвале критика должна быть, возможно более безличной: Такие задачи надо решать не в одно действие, а в два. Эта форма оценок стимулирует исправление оценок, но не сказывается отрицательно на отношении ребёнка к знаниям, его вере в успех.
  • Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. Именно тогда возникает деловая мотивация учения: “Ещё не умею, но могу и хочу знать”.
  • Родители должны ставит перед ребёнком более конкретные и реальные цели, тогда он попытается их достигнуть. Не искушайте ребёнка невыполнимыми целями, не толкайте его на путь заведомого вранья. Если он в диктанте допустил 9 ошибок, не берите с него обещания постараться в следующий раз написать без ошибок. Договоритесь, что их будет не более семи, и радуйтесь вместе с ребёнком, если это будет достигнуто.
  • Родители должны учить своих детей самостоятельно оценивать свои достижения. Умение себя оценивать является необходимым компонентом умения учиться – главным средством преодоления трудностей.
  • Оценка должна выражаться в каких-либо зримых знаках. Для этого используйте “линеечки”, графики, таблицы и т.д., которые помогут наглядно сравнить вчерашние и сегодняшние достижения ребёнка.

Остался один, нет друзей. Помогите!

  • Объясните ребёнку, что человеческая привлекательность – это гораздо больше, чем природная красота
  • Как можно чаще беседуйте со своими детьми. Если дети в таких беседах научаться выражать свои мысли и чувства, обсуждать самые разнообразные вопросы, для них не составит труда непринуждённые разговоры с другими детьми.
  • Помогите ребёнку стать хорошим другом. Вы должны его научить быть добрым, отзывчивым; ребёнок должен уметь дарить любовь и теплоту, быть надёжным другом.
  • Для ребёнка важным состоянием является ощущение своей защищённости. Для этого родители должны помочь ему выработать положительную самооценку.
  • Верьте в своих детей. Цените их, постарайтесь оказывать гостеприимство людям, которых ваши дети выбрали в друзья, даже если вы не одобряете их выбор.

Разрешение этого конфликта очень во многом зависит от умения ребёнка ладить с другими детьми. Поэтому одна из главных задач родителей: помочь детям в развитии социальных навыков.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Чему необходимо научить ребёнка?

  • Любить себя. Любовь к себе – наиболее фундаментальная и существенная из всех способностей. Пока ребёнок не будет ценить собственную жизнь, он не станет деятельным, а значит, не сможет реализовать себя.
  • Интерпретировать поведение. Ребёнок должен научиться понимать и объяснять поведение людей и тогда он не будет склонен огорчаться в подобных ситуациях. Например, учительница повысила голос на него. Он может подумать о том, что у него сегодня сдали нервы, она очень устала, в классе много шалунов, которые ей мешают.
  • Ребёнка надо учить объяснить собственное поведение. Тогда он лучше сможет понять, чего от него хотят, что он делает не так и почему с ним это случается.
  • Общаться с помощью слов. Ребёнок, который может объяснить, что с ним происходит, словами, помогает другим лучше понять себя и этим снимает многие проблемы.
  • Понимать различия меду мыслями и действиями. Если ребёнок о чём-то переживает, надо научить его говорить о своих чувствах, а не переводить их в постоянные мысли, которых он боится или стесняется. Тогда его учебная боль проходит, и детское сознание может воспринимать учебную или другую задачу.
  • Интересоваться и задавать вопросы. Родители должны поддерживать у ребёнка инстинкт любознательности и учить самих вылавливать ответы на вопросы, помогать искать и находить.
  • Понимать, что на сложные вопросы нет простых ответов
  • Не бояться неудач. Детям надо помочь понять, что на ошибках учатся.
  • Доверять взрослым, знать, в чём можно полагаться на взрослого
  • Думать самому. Чувство собственной уникальности и способности к выбору – жизненно важная часть человеческого существования

 

«Профилактика эмоционального (профессионального) выгорания»

(рекомендации педагогам)

 

Профессиональное выгорание — это истощение нервных, психических и физических сил, из-за которого не хочется работать.

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека.

Синдром эмоционального выгорания характеризуется

- эмоциональным и умственным истощением,

- снижением удовлетворения от получаемой и делаемой работы,

- физическим утомлением.

Какие качества, помогают избежать профессионального выгорания:

Во-первых:

• хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни).

• высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.

Во-вторых:

• опыт успешного преодоления профессионального стресса;

• способность конструктивно меняться в напряженных условиях;

• высокая мобильность;

• открытость;

• общительность;

• самостоятельность;

• стремление опираться на собственные силы.

В-третьих:

• важной отличительной чертой этих людей являются способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности, как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.

Предотвратить синдром выгорания можно, задавая себя два простых вопроса:

1) Для чего я это делаю? Для чего я учусь в институте, для чего я пишу книгу? Какой в этом смысл? Является ли это для меня ценностью?

2) Нравится ли мне делать то, что я делаю? Люблю ли я это делать? Чувствую ли я, что это хорошо? Настолько хорошо, что я делаю это охотно? Приносит ли мне то, что я делаю, радость?

Может быть, не всегда дело будет обстоять таким образом, но чувство радости и удовлетворения должно преобладать. В конечном итоге я могу задать другой, более масштабный вопрос: хочу ли я ради этого жить? Если я буду лежать на смертном одре и оглянусь назад, хочу ли я, чтобы было так, что я ради этого жил?

Что делать, чтобы не столкнуться с эмоциональным выгоранием? Возможно, вам будут полезны меры:

Выберите время для отдыха, не реже одного дня в неделю вы будете проводить бесполезно с точки зрения прибыли.

Позаботьтесь о том, чтобы это время должно быть неприкосновенно. Отключите телефон и все, что может вас погрузить в работу.

Зафиксируйте это время и пространство (где и с кем вы будете проводить время бесполезно) в календаре. Почему время важных деловых встреч мы записываем в ежедневник, а время отдыха - нет?

Найдите способ переключиться на другой вид деятельности. Вот список парадоксальных занятий: начните готовить, ходите пешком, овладейте новым "бесполезным" навыком, за который вам никогда не заплатят (научитесь петь, рисовать, играть на музыкальных инструментах, играть в какую-то хитроумную игру).

И, самое главное, вспомните всех людей, с которыми вы общаетесь. Проанализируйте, кто из них вас больше всего истощает, с кем вам меньше всего хочется встречаться? Затем подумайте, можете ли вы как-то пересмотреть отношения с этими людьми в более комфортную для вас сторону. Если нет, можете ли вы исключить взаимодействие с ними из своей жизни? Если вы убеждаете себя, что почему-то обязаны с ними общаться несмотря ни на что, то задайтесь вопросом – что вынуждает вас именно так расставить приоритеты?

Когда вы честно ответите себе на эти вопросы, многое в вашей жизни изменится в лучшую сторону.

 

Психологи считают: чтобы не стать жертвой синдрома, нужно, прежде всего, правильно относиться к себе, другим людям и своей работе.

Главное – помните: синдром эмоционального выгорания – не болезнь и не приговор, это всего лишь способность вашей психики реагировать на эмоциональные перегрузки.

 

Рекомендации родителям

по профилактике суицидального поведения

1. Вы должны оставаться самим собой. Остальное воспринимается как обман, пусть и непреднамеренный, звучит фальшиво и не является искренним для вас или вашего ребенка.

2.  В вашу задачу входит вступить с сыном или дочерью в доверительные отношения, чтобы он смог рассказать вам правду о том, что у него на уме. Нужно, чтобы он чувствовал себя на равных с вами, как с другом.

3. Что именно вы говорите (или не говорите) - не столь важно. Важно, КАК вы это говорите. Если вы не можете найти нужных слов, но переживаете искреннюю заботу, ваш голос, интонация передаст ее.

4. Имейте дело с человеком, а не «Проблемой». Говорите как равный; а не как старший. Если вы попытаетесь действовать как учитель или эксперт, или прямолинейно разрешать проблемы (что обычно и делают родители), это может оттолкнуть вашего ребенка.

5. Сосредоточьте свое внимание. Вслушивайтесь в чувства, а не только в факты и в то, о чем умалчивается, наряду с тем, о чем говорится. Позвольте человеку, не перебивая, излить душу.

6.  Не думайте, что вам следует что-то говорить каждый раз, когда возникает пауза. Молчание дает каждому из вас время подумать.

7.  Проявите искренне участие и интерес, не применяйте допроса с пристрастием. Простые, прямые вопросы («Что случилось?», «Что произошло?») для собеседника будут менее угрожающими, чем сложные, «расследующие» вопросы.

8. Направляйте разговор в сторону душевной боли, а не от нее. Ваш сын или дочь хотят рассказать вам о личных и болезненных вещах, которые трудно услышать большинству людей. 

9.  Постарайтесь увидеть и почувствовать ситуацию глазами вашего ребенка. Будьте на его стороне, не принимайте сторону людей, которым

он может причинять боль или которые причиняют боль ему.

10.  Дайте возможность сыну или дочери найти свои собственные ответы, даже если вы считаете, что знаете очевидное решение или выход.

11.  Во многих случаях решения просто не существует, и ваша роль заключается в том, чтобы оказать дружескую поддержку, выслушать,

быть со своим ребенком, который страдает. Предоставление времени, внимания и заботы может показаться недостаточным. Люди в состоянии горя, находящиеся в ситуации, кажущейся безвыходной, могут заставить вас чувствовать себя беспомощными и глупыми. К счастью, вы не должны обязательно выработать какое-то определенное решение, немедленно изменить жизнь или даже спасать ее. Ваш сын или дочь спасутся сами и изменят свою жизнь. Доверяйте им.

12. И последнее. Когда вы не знаете, что сказать, не говорите ничего.  Но будьте рядом! 

Как родителям вести себя с суицидальным подростком

Если у вас возникают опасения относительно состояния вашего ребенка или если в семье уже имела место суицидальная попытка, следует предпринять меры по предупреждению суицидального кризиса.

Эти действия включают две основных стратегии – постоянную работу по улучшению взаимоотношений в семье повышению самооценки, самоуважения у ребенка, а также меры по улучшению коммуникации (общения) в семье при выявлении признаков суицидальной угрозы.

Повышение самооценки

Позитивная самооценка защищает подростков и молодых людей от психологического стресса и подавленности, а также помогает им лучше справляться со стрессовыми ситуациями в жизни. Для повышения самооценки можно использовать следующие подходы:

  • Всегда старайтесь подчеркивать все хорошее и успешное, что присуще вашему ребенку. Ощущение успешности, достижения в чем-то, в том числе, прошлые успехи улучшают состояние, повышают уверенность в себе и укрепляют веру в будущее.
  • Не следует оказывать постоянное давление на подростка или молодого человека или предъявлять чрезмерные требования в отношении все лучших и лучших результатов (в учебе, в жизни и т.д.)
  • Родителям недостаточно только говорить или думать, что они любят своих детей, им следует их действительно любить.  Существует большое различие между тем, когда ты чувствуешь, что тебя любят, и когда тебе только часто повторяют, что любят.
  • Детей важно принимать такими, какие они есть. Более того, их нужно любить такими, какие они есть.  Они должны чувствовать, что их любят не за хорошее поведение и успехи, а потому, что они дети своих родителей.
  • Поддерживайте самостоятельные устремления ребенка.  Не судите его слишком строго. Вообще стремитесь поменьше оценивать. Самостоятельность и собственные умения – это строительный материал для повышения самооценки.

Самооценка во многом зависит от физического развития, навыков общения среди сверстников. Поощряйте занятия спортом, успехи среди друзей.  В конце концов, рано или поздно подросток или молодой человек должен стать независимым от своей семьи и окружающих сверстников, наладить отношения с противоположным полом, подготовить себя к самостоятельной жизни, выработать собственную осмысленную жизненную позицию. В этих начинаниях ему необходима тактичная и умная поддержка

Воспитание нравственности в семье

(рекомендации родителям)

Ни для кого не секрет, что воспитание культурного человека не только успешно обучающегося и образованного, сколько нравственного, способного сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества и человечества, не менее важно.

Хаотичные явления в обществе, государстве, школе, понимание личной свободы как вседозволенности приводит к тому, что нравственные приоритеты теряют свою значимость и привлекательность.

Первый урок нравственности – безнравственности дети получают в семье. Дети стремятся быть похожими на своих близких, родителей.

Воспитание – это постепенное обогащение ребенка знаниями, умениями, опытом. Это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идет в разрез с принятыми в обществе моральными устоями.

В семье должны придерживаться одних и тех же требований!

Каждый ребенок, должен знать, что его любят. Если нет – он не будет уважать своих близких и вообще людей.

Ребенок должен жить в атмосфере искренности и правды, иначе дисциплина и долг, деликатность и порядочность не будут привиты.

Ребенок должен иметь право на разъяснение и рассуждение. Разъяснять, не обсуждая личности, а анализируя ситуацию.

vИсключение из обращения безнравственных приемов наказания ребенка. Наиболее возможно порицание – резкая оценка действий без оскорблений.

vЗакон понимания можно, надо, нельзя. Иначе – отношение к своим желаниям как к чуду и требование его выполнить.

Традиции и обычаи семьи должны быть окрашены положительно. Ребенок должен знать сочувствие, переживание, доброту.

Родители должны демонстрировать своим детям собственную работоспособность и блага с ней связанные. Свой пример всегда полезней.

Культивировать в семье положительные привычки. Не словом, а делом. Если приучаете ребенка не курить, то и сами бросьте вместе с ним. Конечно, проще запрещать, но попробуйте быть под запретом вместе.

Максимально оградить от общения с безнравственными людьми, так как важнейшим методом овладения знаниями, опытом, умениями у детей является имитация. Этот инстинкт заставляет ребенка воспроизводить все поступки и действия взрослых окружающих его. Только к семи годам ребенок может оценивать поведение и поступки других.

Поэтому родители должны продумывать и контролировать каждый свой шаг и поступок, чтобы не стать примером безнравственности.

 

Почему ребенок не слушается

· Если родители обращаются к ребенку в приказном тоне. Задумайтесь, если вам говорят «быстро сложил все и вышел из комнаты», какая первая реакция проявляется? Первая реакция на приказ — непослушание, такого рода власть родителей воспринимается как унижение и даже на подсознательном уровне ребенку неприятна.

· Если родители игнорируют потребности ребенка и его чувства. Общение с ребенком на уровне «мне плевать чего ты хочешь, я сказала тебе сделать…» или «пить он хочет, пока не уберешь игрушки — никаких пить» формирует у ребенка ощущение ненужности и нелюбви к нему.

· Если для ребенка не существует запретов, а именно – в воспитании не были выделены правила, нормы и запреты, без которых поведение ребенка формируется хаотично. Если ребенок растет в ситуации «вседозволенности», а родители, бабушки/дедушки и прочие родственники делают все «лишь бы ребеночек был доволен», то в один прекрасный момент случается то, что случается: ребенок никого не слушается, устраивает истерики и требует своего.

· Если ребенок использует непослушание, как манипуляцию, то есть не слушается до того момента, пока Вы не соглашаетесь на его условия, после чего становится «шелковым» милым ребенком, который все понимает и выполняет… До нового такого момента.

Что делать, если ребенок не слушается

В первую очередь стоит помнить, что дети берут пример со взрослых, поэтому если родители «позволяют» себе не выполнять обещания или игнорировать просьбы ребенка, то он будет вести себя точно так же: обещать и не выполнять, не внимать просьбам родителей. Как справиться с непослушным ребенком?

· Обращайтесь к ребенку уважительно, тоном, который скорее разъясняет, чем указывает. Повелительные нотки вызывают внутренний протест и побуждают ребенка не слушать вас. Желательно, чтобы ваши слова содержали объяснение, например, «собери свои игрушки, чтобы в комнате было больше места» или «убери с пола мячики, чтобы никто не упал».

· Слушайте своего ребенка, для него важно быть услышанным, важно, что вы его понимаете. Если вы не будете слушать ребенка, он не будет слушать вас, поскольку, ущемляются его права и потребности.

· Запреты и правила необходимы при воспитании ребенка, они не только формируют его поведение, помогают развить дисциплинированность, ответственность и учтивость, но и структурируют время ребенка.

· Если ребенок не слушается, обратите внимание на свое поведение и проанализируйте взаимоотношения с ребенком в семье.

Подростки: проблемы и их решения

Современные подростки заметно отличаются от тех, что были десять лет назад, не говоря уже о более ранних поколениях. Сегодня они носят банданы с черепами, погружены в комедийные шоу, социальные сети и мобильники. Уже несколько лет за окном - пустые дворы. А ведь совсем недавно в них кипела жизнь: играли в футбол, казаки-разбойники с раннего утра и до позднего вечера. Дружили, ссорились, мирились... Как же сейчас современные подростки проводят время и с какими проблемами сталкиваются?
 
Сегодня многим взрослым подростки кажутся ужасными, невоспитанными...
 
Подростковый возраст — один из самых сложных этапов в жизни человека. Он таит в себе целый ряд проблем и огромные возможности для дальнейшего развития. В этот период происходит активное становление личности. Представители старшего поколения любят говорить: «Ну и молодежь пошла!». На самом деле не бывает хороших или плохих молодых людей. Современные подростки просто другие.
 
А что их делает другими?
Прежде всего социокультурная среда, в которой они растут.
Сегодня социокультурная среда — в основном телевидение и Интернет...
Современные подростки более информированы, обо всем наслышаны. У них широкий кругозор. Это связано с Интернетом, формированием единого информационного пространства. Однако эти знания не глубоки. Большинство подростков не проводит время за книгами. Они растут перед мелькающими картинками телевизора. И не готовы к углубленному постижению предметов. У современной молодежи клиповое мышление. Хотят сразу получить яркую картинку, короткую информацию, не вдаваясь в подробности. Поверхностность мышления - одна из причин трудностей, с которыми сталкиваются школьники во время учебы.
 
 Общение — основной вид деятельности в подростковом возрасте. Раньше ребенок много времени проводил во дворе, общаясь со сверстниками, играя. Современные дети сидят у телевизоров и мониторов. Мама, считая себя хорошей, думает: «Куплю игру, посажу у компьютера, пусть развивается». Сажая маленького ребенка за компьютер, мама практически лишает его возможности приобретать навыки эффективного общения. Он учится общаться только с машиной, растет погруженным в виртуальную реальность. А в школе, в реальной жизни, нужно уметь выстраивать отношения, договариваться со сверстниками и взрослыми.
           
Подростковый возраст — период самоутверждения, когда человеку важно приобрести уважение, авторитет в значимой для него среде, завязать дружеские и партнерские отношения. Если ребенка с раннего возраста не научили выстраивать такие отношения, то в подростковом возрасте у него будет больше проблем. Он может стать «готом» или «эмо», то есть выбрать суррогатный способ общения.
 
А как реклама влияет на формирование жизненной позиции подростка?Когда мы смотрим рекламу, то оцениваем ее с позиции взрослого человека. А ребенок воспринимает ее как руководство к действию.
 
С раннего детства он слышит рекламные слоганы: «Не тормози — сникерсни» и «Пусть весь мир подождет». Цель рекламы — сформировать потребительское отношение к жизни: нужно удовлетворять потребности здесь и сейчас таким способом, как удобно мне, не задумываясь о других. Родители должны понимать: телевизор влияет на психику.
 
Так, в 13-14 лет у ребенка мало позывов для учебы. Ему хочется выстраивать межличностные отношения. И когда мама ему говорит: нужно заниматься уроками, впереди ЦТ, - для него все далеко. Он уверен: нужно удовлетворять свои потребности здесь и сейчас, это важнее. Поэтому необходимо, чтобы родители обсуждали с детьми рекламные ролики, вырабатывали критическое отношение к ним.
 
Смотришь телевизор и поражаешься детской жестокости...
Сегодня подросток знает героя компьютерной игры, у которого несколько жизней. Поэтому у него стирается представление о ценности живого.
Отсюда возникает проблема жестокости. Поступок мальчика, который убил сестру (эту тему обсуждали в передаче «Пусть говорят»), ситуации в сериале «Школа», где себя активно проявляют девочки - примеры потрясающей жестокости. Унижение слабых - как стремление к самоутверждению, лидерству - приобретает уродливые формы. Ребенок может просто не знать другого способа.
 
Перед  подростками сегодня слишком много соблазнов. Мнение друзей для них важнее, чем взрослых. Как родителям защитить их и при этом не ограничивать общение со сверстниками? Что делать, если конфликты уже начались?
 
Действительно, подростки больше прислушиваются к сверстникам. Но исследования показывают: уберечь их от асоциальных поступков могут не только пример кумира и страх, но и пример значимого взрослого. Таким взрослым может быть кто-то из родственников, или тренер, к примеру, сосед, если он хорошо влияет на ребенка. Поэтому важно установить доверительные отношения с подростком. Если вы понимаете: отношения далеки от дружеских, возникают проблемные ситуации, то необходимо обратиться к психологу. Он поможет разобраться в сути проблемы, попытается выстроить гармоничные отношения.
 
Так какие родителям выбрать приоритеты в воспитании ребенка?
Сегодня в обществе нет четких нравственных ориентиров. Долгое время задачей учебных заведений было воспитание конкурентноспособной личности, которая может найти место в жизни. Сейчас приоритеты иные - воспитать высоконравственного человека, который умеет ценить общечеловеческие идеалы и семейные традиции.
 
Важно, чтобы родители понимали: с раннего детства нужно уделять внимание не только интеллектуальному развитию. Нужно научить человека быть человеком, давать ему возможность общаться, чтобы он пробовал себя в разных сферах, посещал кружки.
 
На что еще обратить внимание родителям, воспитывая подростка?
 
Важную роль в жизни человека играет семья, в которой он растет. Здесь он получает первый опыт общения.
 
Сегодня родителям приходится много работать, и часто даже в благополучной семье ребенок оказывается обделенным вниманием.
 
Подростковый возраст — черно-белый период, период нонконформизма, когда человек вырабатывает собственную шкалу ценностей как основу будущего развития.
 
Задача родителей - способствовать выработке у подростка умения принимать правильное решение в ситуации нравственного выбора.
 
Также подросток должен уметь ставить перед собой четкую цель и выстраивать пути ее достижения. Важно, чтобы он мог справляться с эмоциями, был стрессоустойчив.
 
Важно уделять внимание физическому здоровью ребенка, следить за режимом, чтобы он не сидел целый день перед компьютером, а ночью в Интернете.
 
Решая эти задачи, необходимо выстраивать такие отношения, когда ребенок точно знает: он как личность интересен родителям, его мнение для них значимо.
 
Тогда в трудной ситуации подросток будет обращаться за помощью к ним, а не к алкоголю и наркотикам.
 
Будьте внимательны к своим детям, не прячьтесь от проблем. И не бойтесь обращаться за помощью к психологу.

Побеги подростков из дома

Чаще всего побеги из дома совершают подростки в возрасте 10-13 лет. К числу причин может относиться отсутствие должной заботы о них родителей, частые сердитые нарекания и брань в их адрес, наказания по пустякам.

          Основными побудителями к бегству являются принадлежность к социально неблагополучной семье, стыд за родителей, а также, когда родители закрывают глаза на трудности, которые возникают у детей в школе.

          Эти трудности могут быть вызваны отставанием подростка в учебе, пренебрежительным отношением к нему одноклассников, а также отрицательными оценками учителей способностей школьника.

          Выход из этого положения подросток, чаще всего, ищет в нарочито вызывающем и бесшабашном поведении в классе, а это обычно приводит к постановке его на учет, испорченным отношениям с учителями и т.д. Таким образом, происходит значительное ухудшение положения ученика в школе и в классе в частности.

          Самый благоприятный выход из таких ситуаций - помощь школьнику со стороны его родителей. Им необходимо глубоко разобраться во всем происходящем вокруг него в школе и в неформальной среде (в компаниях, в которых  ребенок проводит время).

           И если родители увидели, что у ребенка трудности им необходимо принять сторону ребенка и поддержать его. Надо, чтобы ребенок почувствовал, что он не одинок, что родители его любят и понимают, что они ему сочувствуют и готовы помочь и защитить.

          В случае неуспеваемости следует укрепить веру ребенка в свои способности. Можно помочь преодолеть проблемы в учебном материале самим или с помощью других людей.

          Наряду с этим,  следует постараться приобрести себе союзников в лице учителей, школьного психолога и одноклассников школьника.

          Побеги подростков из дома могут совершаться и под влиянием друзей, особенно если в кругу общения ребенка есть личности, склонные к бродяжническому образу жизни.

В таких случаях необходимо не только пресекать такой образ жизни, но и сделать для ребенка привлекательным пребывание в семье и в коллективе других детей, это могут быть различные секции.

          Подростки могут покинуть дом и из-за авторитарного стиля воспитания. К этому подчас добавляется и тяга к путешествиям.

          Надо помнить, что побеги подростков связаны не с непониманием ими нецелесообразности таких действий, а с отрицательными эмоциональными реакциями на неблагоприятную для них обстановку. Поэтому следует помочь им не поддаваться возникающим чувствам, а искать путь согласия с окружающими.

Профилактика

          Родителям необходимо быть более внимательными к детям, склонным к побегам и подмечать признаки того, что  ребенок, возможно, собирается убежать из дома.

   Вот некоторые знаки, свидетельствующие о возможном побеге:

   - ребенок начинает все больше времени проводить вне дома;

   - ребенок начинает неожиданно копить деньги, не объясняя причину;

   - увеличивается количество "тайных" телефонных разговоров, смс, встреч без объяснения причины;

   - появилось необычное стремление освободить время в ближайшем будущем;

   - наблюдается отсутствие или отмена планов на ближайшее будущее.

          Эти знаки позволяют предположить, что ребенок собирается убежать из дома, поэтому постарайтесь честно поговорить о том, что беспокоит вас и выяснить, что происходит в жизни подростка.

          Постарайтесь сделать все, чтобы наладить и укрепить ваши доверительные отношения.

          Избегайте прямо или косвенно провоцировать вашего ребенка на побег из дома.

          Старайтесь при общении с ребенком не использовать такие фразы, как: "Поскольку ты живешь в этом доме..." или "В моем доме этого не будет", или "Когда будешь жить самостоятельно, тогда будешь делать, что хочешь".

          Такие фразы позволяют представить в розовом свете мир вне дома. В некоторых ситуациях ребенок может последовать вашим предложениям и убежать, чтобы заставить вас пожалеть о сказанном.

Никогда не теряйте самоконтроль настолько, чтобы говорить: "Уходи из дома, мне все равно!" Такие слова могут отозваться в душе ребенка намного сильнее, чем можно себе представить.

          Если подросток выражает намерение или склонность убежать из дома, принимайте это всерьез. Возможно, что он не имеет в виду то, что говорить. Возможно его слова - это замаскированный крик души о том, что ему  необходимо больше внимания, тепла, любви, уважения. Тем не менее, не стоит думать, что подросток не осуществит свою угрозу.

          Поэтому, если вы слышите подобные угрозы, скажите вашему ребенку, что вы его любите, что он для вас важен и ценен, что вы не хотели бы, чтобы он убегал. Выслушайте его, дайте почувствовать ребенку вашу поддержку и внимание.

 

Подростки и родители

Как вы считаете, можно ли завоевать доверие родителей? Бесспорно! Даже сердце самых, казалось бы, строгих родителей можно растопить. Для этого несложно провести личный психологический анализ. Это будут ваши первые тесты для подростков в отношении с родителями.
*      Во-первых, все подростки должны хорошо осознавать, ПОЧЕМУ родители подчас слишком строги – из любви и заботы: они боятся потерять нас, боятся того, что с нами может случиться из-за опасного времени, боятся плохого влияния со стороны окружающих.
*      Если родители начинают проявлять на первый взгляд «нездоровый» интерес к тому человеку, с которым ты встречаешься/общаешься, тебе нужно знать следующее: родители попросту волнуются, но не знаю подход к тебе, поэтому зачастую расспрашивают тебя различными уловками, что может вызывать раздражение. Да, они боятся спросить прямо. В этом можешь быть виноват и ты: почаще беседуй с ними, говори на откровенные темы. Тогда родители будут больше доверять тебе и спрашивать прямо. Без всяких уловок. Хороший принцип: откровенность за откровенность!
*      Очень эффективный способ заслужить доверие родителей – показать, что ты пригоден для работы, что ты трудолюбив и ценишь родительский труд. Это как нельзя сильно влияет на них!
*      Если интересоваться их проблемами и радоваться вместе их успехам, можно избежать бурных конфликтных сцен. Они будут более мягкими по отношению к тебе. Интересуйся даже тем, что произошло в n-й серии их любимого сериала, снисходительность гарантирована!
*      Развивая честность и не обманывая родных, даже признавая проступки ошибки, ты еще больше заслужишь доверие. Быть может, они не скажут, что у них ИДЕАЛЬНЫЙ сын/дочь, но и не взбредет в голову шпионить за тобой. Поверь: они это ценят.
*      Держать свое слово порой сложно, особенно учитывая такой факт как память. Тогда не обещай никогда то, в чем не уверен. Ты прослывешь человеком слова, и это пригодится тебе не только в семейной жизни.