Как помочь детям в кризисной ситуации?
Дети оказываются наиболее уязвимы и беззащитны перед лицом катастрофы. Что говорить о ребенке, если взрослому трудно понять и принять событие, которое невозможно ни контролировать, ни предсказать, его нельзя «уладить», разрешить раз и навсегда.
Что в кризисной ситуации важно знать, к чему быть готовым, чтобы помочь ребенку?
Острота реакции может зависеть от нескольких факторов: 1) степень вовлеченности (находился в эпицентре события, сам попал в заложники; среди заложников были родные и близкие; следил за событиями по телевизору); 2) индивидуальные особенности (чувствительность, наличие навыков совладания); 3) наличие предшествующего травматического опыта (потеря близких, был в роли жертвы или свидетеля катастрофы и пр.).
Могут наблюдаться следующие реакции.
Физические: возбуждение (может привести к истощению), повышенная настороженность, мышечная напряженность, прерывистый пульс, повышенное потоотделение, изменение дыхания, расстройство желудочно-кишечного тракта, нарушение сна (трудности засыпания, ночные кошмары, прерывистый сон, слишком долгий или, напротив, короткий), головные и другие боли; необычные жалобы; обострение хронических заболеваний; психосоматика.
Поведенческие: поведенческая регрессия, изменение пищевого поведения, ограничение социальных контактов вплоть до изоляции, ухода в себя, жесткое следование или отрицание культурных стандартов поведения. Изменения, возникшие вследствие удара по адаптивным способностям, защитам, навыкам. Перемена внешнего вида. Отсутствие контакта глаз. Избегание любых напоминаний, мыслей о происшедшем. Повышение импульсивности поведения. Повышение конфликтности (особенно у подростков). Отказ идти в школу. Создание системы внешних вех стабильности, предсказуемости мира (суеверия, приметы).
Когнитивные: трудности концентрации и переключения, принятия любых решений, мысль скачет (или, напротив, мыслительный процесс замедляется); снижение академической успеваемости.
Личностные: изменение системы представлений о мире, о себе и других, подрыв на уровне базовых потребностей - физиологических (вода, питание), в безопасности, защите. Изменение ценностно-смысловой сферы. Удар по чувствам доверия, открытости, безопасности. Сужение перспективы будущего. Ощущение бессмысленности жизни и мира. Мир вдруг оказывается опасным и несправедливым.
Эмоциональные: общий дистресс, гнев и враждебность, депрессия, тревожность, страх, паника, чувство беспомощности и бессилия, чувство вины, стыда, отвращения к себе, обвинение других. Эмоциональная нестабильность (скачки настроения), апатия. Ощущение несправедливости того, что произошло. Злость.
Следует учитывать:
• то, как обычно ведет себя ребенок;
• культурно-этнические особенности реагирования;
• наличие предшествующего травматического опыта;
• индивидуальные и возрастные особенности.
• Одно из самых важных - справиться со своими собственными вполне естественными и объяснимыми чувствами беспомощности, страха, гнева.
• Поддержка. Восстановление чувства безопасности и доверия. Помочь ребенку справиться со своими чувствами, развить навыки совладания. Мир для него никогда не будет тем же, но и новый мир может стать безопасным и уютным, иметь будущее.
• Помочь родителям ребенка. Нередко во время таких трагедий школьный психолог становится психологом для всего сообщества, оказывая помощь населению.
• Дать возможность говорить, поощрять потребность выговориться, но не заставлять, не принуждать, не торопить, не бояться пауз. Иногда важно просто быть рядом.
• Не навязывать своих объяснений происшедшего и чувств, переполняющих человека. Не пытаться уверить, что все пройдет и будет хорошо. Скорее всего, так оно и будет, но сейчас человек чувствует совсем другое.
• Выявить детей группы риска, при необходимости направить к специалисту.
• Дать возможность ребенку высказываться, но не принуждать, не торопиться и не торопить, не бояться пауз. Дать понять, что ожидается и чего можно ожидать. Спросить, где он был во время трагедии, с кем он был, кто был рядом. Что видел, чувствовал (по всем модальностям) в этот момент. Что делал, как реагировал, что испытывал? Что они думают, ощущают в отношении того, что произошло?
• В случаях, когда ребенку трудно или невозможно говорить о происшедшем, нужно использовать рисуночные или игровые методы. В том числе - подвижные игры или релаксацию для снятия напряжения.
• Иногда разговорные методы плохо работают: это может быть связано с влиянием культуры, в которой не принято открыто обсуждать переживания; некоторым детям не хочется открыто обсуждать свои чувства. В этом случае можно использовать рисуночные методы:
- вместе с детьми нарисовать или написать книгу, посвятить ее погибшим товарищам;
- выпустить газету с рисунками (повесить ее в классе, дать возможность вносить изменения; обращать на нее внимание гостей, фотографировать);
- рисовать разные аспекты случившегося;
- изготовить коллаж на основе рассказа детей о трагедии. Можно использовать вырезки из журналов (это более безопасно), а потом дорисовывать то, чего не хватает. Не забудьте сказать, что цель работы - не нарисовать красивую картинку, а выразить то, что происходит в душе.
Возможные возрастные особенности реагирования детей на кризисную ситуацию
Симптомы
|
Помощь
|
Дошкольный возраст
|
Беспомощность и пассивность
|
Обеспечение поддержки, отдыха, комфорта, хорошее питание, возможность играть, рисовать
|
Генерализованный страх
|
Восстановление защиты со стороны взрослых
|
Тревожная привязанность (цепляется за взрослого, отказывается оставаться один)
|
Обеспечение постоянной заботы и ухода
|
Поведенческая регрессия (сосание пальца, энурез, лепетание)
|
Не ругать, перетерпеть эти временные явления
|
Расстройства сна
|
Поощрение рассказов о том, что снится; посидеть с ребенком перед сном
|
Недостаточность вербализации — элективный мутизм, повторяющиеся проигрывания случившегося
|
Помощь в вербализации общих чувств, жалоб, того, что беспокоит ребенка. Дать возможность проиграть травматические события
|
Соматические жалобы
|
Помощь в идентификации испытанных во время события телесных ощущений, снятие мышечного напряжения, восстановление дыхания, релаксация
|
Младший школьный возраст
|
Поглощенность собственными действиями во время события
|
Помощь в выражении скрытых переживаний события, чувств, мыслей по поводу происшедшего
|
Специфические страхи, запускаемые воспоминаниями
|
Помощь в идентификации и выражении воспоминаний, тревог, беспокойства
|
Пересказы и проигрывание события
|
Дать возможность говорить и играть, объяснить, что чувства и реакции ребенка нормальны
|
Нарушения сна
|
Поддержка в рассказах о снах, выражении чувств
|
Забота о своей безопасности, безопасности других
|
Помочь поделиться беспокойством, тревогами, успокоить реалистической информацией
|
Соматические жалобы
|
Помочь идентифицировать испытанные во время события телесные ощущения, снятие мышечного напряжения, восстановление дыхания, релаксация
|
Забота о других жертвах и их семьях
|
Поощрение конструктивных действий
|
Подростковый возраст
|
Взгляд со стороны, стыд, вина, страх
|
Побуждение к обсуждению события, связанных с ним чувств
|
Соматические жалобы
|
Помочь идентифицировать испытанные во время события телесные ощущения, снятие мышечного напряжения, восстановление дыхания, релаксация
|
Тревожное осмысление своих страхов, эмоциональных реакций, страх казаться ненормальным
|
Помощь в осознании своих чувств, в понимании того, что способность переживать такой страх — признак взрослости; поощрение понимания и поддержки в среде сверстников
|
Посттравматические срывы (злоупотребление алкоголем, наркотиками, конфликтное поведение)
|
Помощь в понимании того, что такое поведение — попытка блокировать свои реакции. Помощь в осознании реакций, расширение представлений о формах совладающего поведения
|
Резкие изменения в межличностных отношениях
|
Обсуждение возможных трудностей в отношениях со сверстниками и семьей
|
Отрицание трудностей, связанных с пережитыми событиями
|
Дать информацию, где может получить помощь в случае необходимости. Информационная поддержка. Отслеживание состояния
|
Радикальные изменения жизненных установок, влияющих на формирование идентичности
|
Связать изменения установок
|