Причины возникновения чувства одиночества у подростков (С.В.Малышева)
1) Первая причина связана с осознанием себя как уникальной, неповторимой, ни на кого не похожей личности. Переживание уникальности может породить мысли о том, что никто, в принципе, не может понять другого человека, в силу чего все обречены на одиночество.
2) Отсутствие у подростка достаточного количества межличностных контактов со сверстниками и/или негативный опыт общения с ними.
3) Экзистенциальный подростковый кризис «смысла жизни».
4) Принудительное удержание подростков в каких-либо группах, например, в детских домах. Это также может обострять одиночество.
5) Отвержение ребенка родителями в раннем возрасте, отсутствие внимания со стороны семьи в период становления личности. Все это приводит к возникновению у подростка оценки себя как ненужного, изолированного, никчемного существа.
Одинокие дети в депрессивном состоянии наиболее часто подвержены суицидальным настроениям.
Любой человек, и ребенок также, каким-то образом сообщает окружающим о своем намерении уйти из жизни: намеками, разговорами о смерти, жалобам и на то, что его никто не понимает и незачем жить, и т.д.
!!! Изменения в эмоциональной сфере, такие как апатия, подавленность, слезы или, наоборот, сильное возбуждение, резкая смена эмоционального состояния, должны вызвать настороженность и внимательное отношение к состоянию подростка. Следует немедленно выяснить, какие события произошли в его жизни за последний год иособенно в последнее время.
Итак, помощь при обнаружении угрозы суицида должна быть следующей.
1. Необходимо проявлять сочувствие ребенку, принимая его положение как тяжелое, не умалять серьезности его переживаний, а признавать, что ситуация действительно не простая.
2. Следует соглашаться со всеми обобщенными утверждениями ребенка, принимая его точку зрения на мир и окружающих людей. Как правило, ребенок говорит о том, что мир (весь) ужасен и несправедлив, что люди (все) злы и жестоки, что никто и никогда (вообще) его не понимал и не понимает.
Соглашаясь с утверждением ребенка, что мир несправедлив, нужно постепенно в этом утверждении «весь мир» заменять на «часть мира», «все люди» на «некоторые люди», «никто и никогда» на «кое-кто и иногда». То есть постепенно обобщения заменяются конкретными примерами и конкретными людьми.
3. Нужно признавать право ребенка обижаться и на взрослых, и на сверстников уже в тех конкретных ситуациях, о которых он рассказал.
4. Следует обязательно выделить положительные моменты в тех ситуациях и случаях, где он проявил себя уникально (удивительным образом, поразительно верно, неожиданно парадоксально).
5. Необходимо искать и подчеркивать исключения, т.е. те ситуации, когда люди вели себя иначе, когда он сам вел себя иначе, мир преподносил необычные подарки, люди встречались добрые и отзывчивые.
6. Необходимо искать людей (и указывать на них ребенку), которым ребенок нужен, которые без него пропадут, которым будет очень плохо и больно, если он умрет.
7. Следует обсуждать с ребенком способы совершения суицида, показывая некрасивость смерти во всех ее проявлениях, обсуждать неестественность смерти в молодом возрасте, ее бессмысленность для достижения цели.
8. Необходимо подчеркнуть уникальность опыта, который подросток приобрел в результате этого кризиса, определить депрессивное состояние в качестве точки роста, когда человек останавливается и переосмысливает себя, мир и других людей. Как возможность иначе построить взаимодействие с окружающими.
9. Нужно выделить наиболее травмирующую ситуацию из череды представленных ребенком и работать непосредственно с ней.