Профилактика суицидального поведения(Родителям и Педагогам) - Песковская СШ
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Профилактика суицидального поведения(Родителям и Педагогам)

Рекомендации родителям

по профилактике суицидального поведения

1. Вы должны оставаться самим собой. Остальное воспринимается как обман, пусть и непреднамеренный, звучит фальшиво и не является искренним для вас или вашего ребенка.

2. В вашу задачу входит вступить с сыном или дочерью в доверительные отношения, чтобы он смог рассказать вам правду о том, что у него на уме. Нужно, чтобы он чувствовал себя на равных с вами, как с другом.

3. Что именно вы говорите (или не говорите) - не столь важно. Важно, КАК вы это говорите. Если вы не можете найти нужных слов, но переживаете искреннюю заботу, ваш голос, интонация передаст ее.

4. Имейте дело с человеком, а не «Проблемой». Говорите как равный; а не как старший. Если вы попытаетесь действовать как учитель или эксперт, или прямолинейно разрешать проблемы (что обычно и делают родители), это может оттолкнуть вашего ребенка.

5. Сосредоточьте свое внимание. Вслушивайтесь в чувства, а не только в факты и в то, о чем умалчивается, наряду с тем, о чем говорится. Позвольте человеку, не перебивая, излить душу.

6. Не думайте, что вам следует что-то говорить каждый раз, когда возникает пауза. Молчание дает каждому из вас время подумать.

7. Проявите искренне участие и интерес, не применяйте допроса с пристрастием. Простые, прямые вопросы («Что случилось?», «Что произошло?») для собеседника будут менее угрожающими, чем сложные, «расследующие» вопросы.

8. Направляйте разговор в сторону душевной боли, а не от нее. Ваш сын или дочь хотят рассказать вам о личных и болезненных вещах, которые трудно услышать большинству людей.

9. Постарайтесь увидеть и почувствовать ситуацию глазами вашего ребенка. Будьте на его стороне, не принимайте сторону людей, которым

он может причинять боль или которые причиняют боль ему.

10. Дайте возможность сыну или дочери найти свои собственные ответы, даже если вы считаете, что знаете очевидное решение или выход.

11. Во многих случаях решения просто не существует, и ваша роль заключается в том, чтобы оказать дружескую поддержку, выслушать,

быть со своим ребенком, который страдает. Предоставление времени, внимания и заботы может показаться недостаточным. Люди в состоянии горя, находящиеся в ситуации, кажущейся безвыходной, могут заставить вас чувствовать себя беспомощными и глупыми. К счастью, вы не должны обязательно выработать какое-то определенное решение, немедленно изменить жизнь или даже спасать ее. Ваш сын или дочь спасутся сами и изменят свою жизнь. Доверяйте им.

12. И последнее. Когда вы не знаете, что сказать, не говорите ничего. Но будьте рядом!

Как родителям вести себя с суицидальным подростком

Если у вас возникают опасения относительно состояния вашего ребенка или если в семье уже имела место суицидальная попытка, следует предпринять меры по предупреждению суицидального кризиса.

Эти действия включают две основных стратегии – постоянную работу по улучшению взаимоотношений в семье повышению самооценки, самоуважения у ребенка, а также меры по улучшению коммуникации (общения) в семье при выявлении признаков суицидальной угрозы.

Повышение самооценки

Позитивная самооценка защищает подростков и молодых людей от психологического стресса и подавленности, а также помогает им лучше справляться со стрессовыми ситуациями в жизни. Для повышения самооценки можно использовать следующие подходы:

  • Всегда старайтесь подчеркивать все хорошее и успешное, что присуще вашему ребенку. Ощущение успешности, достижения в чем-то, в том числе, прошлые успехи улучшают состояние, повышают уверенность в себе и укрепляют веру в будущее.
  • Не следует оказывать постоянное давление на подростка или молодого человека или предъявлять чрезмерные требования в отношении все лучших и лучших результатов (в учебе, в жизни и т.д.)
  • Родителям недостаточно только говорить или думать, что они любят своих детей, им следует их действительно любить. Существует большое различие между тем, когда ты чувствуешь, что тебя любят, и когда тебе только часто повторяют, что любят.
  • Детей важно принимать такими, какие они есть. Более того, их нужно любить такими, какие они есть. Они должны чувствовать, что их любят не за хорошее поведение и успехи, а потому, что они дети своих родителей.
  • Поддерживайте самостоятельные устремления ребенка. Не судите его слишком строго. Вообще стремитесь поменьше оценивать. Самостоятельность и собственные умения – это строительный материал для повышения самооценки.
  • Самооценка во многом зависит от физического развития, навыков общения среди сверстников. Поощряйте занятия спортом, успехи среди друзей. В конце концов, рано или поздно подросток или молодой человек должен стать независимым от своей семьи и окружающих сверстников, наладить отношения с противоположным полом, подготовить себя к самостоятельной жизни, выработать собственную осмысленную жизненную позицию. В этих начинаниях ему необходима тактичная и умная поддержка.

Рекомендации педагогам по профилактике

суицидального поведения учащихся

1. Наблюдайте за особенностями поведения обучающихся

Для подростков характерны повышенные агрессивность, конфликтность, протестное поведение, ранимость, обостренное чувство достоинства, эмоциональная неустойчивость, максимализм. Эти черты характера могут способствовать формированию суицидального поведения.

2. Умейте определять признаки стресса

К ним относятся:

  • потеря интереса к обычной деятельности;
  • внезапное снижение успеваемости;
  • необычное снижение активности, безволие;
  • плохое поведение в школе, нарушения дисциплины;
  • необъяснимые или частые исчезновения из дома, пропуски занятий, прогулы;
  • увеличение потребления табака, алкоголя или наркотиков;
  • инциденты, приводящие к контактам с правоохранительными органами, участие в драках и беспорядках.

3. Учитывайте основные признаки возможности планирования подростком суицида

  • разговоры подростка на темы самоубийств и смерти, рассуждения об утрате смысла жизни, рисунки с гробами, крестами, письма или разговоры прощального характера («Я не могу так дальше жить», «Я больше не буду никому мешать» и т.п.)
  • склонность к бескомпромиссным решениям и поступкам, делению мира на «белое» и «черное»;
  • снижение ресурсов личности, позволяющим противостоять трудностям (депрессия, стрессовые состояния, болезни и т.п.), что часто выражается в форме резкого снижения успеваемости или приеме алкоголя, наркотиков;
  • наличие примера самоубийств в ближайшем окружении подростка, особенно самоубийств родителей или друзей (желание воссоединиться с умершим родственником или другом);
  • объективная тяжесть жизненных обстоятельств; проживание в неблагоприятной семье, конфликты с близкими, потеря дорогого человека, общественное отвержение, свершившееся насилие

 

 

4. Знайте и обращайте внимание на особенности поведения подростков, указывающие на готовность к суициду

  • возбужденное «вызывающее» поведение, внешне похожее на подъем, однако с проявлением суеты и спешки;
  • внезапные приступы внешней агрессии по отношению к сверстникам и близким;
  • депрессия, апатия, безмолвие, стремление к уединению: подросток часто уходит от исполнения своих обязанностей, бессмысленно проводит время, в его поведении заметно некоторое оцепенение или сонливость;
  • выраженное чувство собственной несостоятельности, вины, стыда за себя, за какой-то свой проступок; отчетливая неуверенность в себе, ощущение собственной беспомощности, бесполезности, безнадежности; безразличие к внешнему виду, небрежность одежде;
  • раздаривание ценных вещей или денег.

5. Обращайте внимание на внешние обстоятельства, провоцирующие подростка на суицидальное поведение

  • безнадзорность подростка, отсутствие у него опоры на значимого взрослого;
  • неблагоприятное положение подростка в семье, отвержение или, наоборот, назойливая опека взрослых, жестокость старших членов семьи, их критика любых поступков подростка;
  • отсутствие у подростка близких друзей, отвержение в классе или внешкольном коллективе;
  • серия отдельных неудач в учебе, внешкольных занятиях, спорте или творчестве;
  • неразделенная любовь, ревность или измена, беременность у девочек.